Найти тему
Слова и музыка Матецкого

ТРИ САМЫХ ДОРОГИХ РОК-ВИДЕО

Оглавление

Помните, какой кайф был, когда появились первые музыкальные клипы? Это был целый новый мир: мало того, что можно было увидеть любимых артистов, клипы создавали совсем новые ощущения от музыки, они уносили порой куда-то в совсем неземные пространства…

И для артистов они были очень важны, так как являлись мощным аспектом поддержки новых релизов. И были они не только инструментом продвижения: за счёт клипов «достраивался» образ, они были способны создать звёздный ореол значимости и загадочности вокруг любого артиста – даже если он не обладал героической внешностью. А музыкальные каналы обеспечивали удачным клипам “heavy rotation” - так называемую "тяжёлую ротацию".

Началось всё это давно, ещё в 70-е: так, в 1975 году Queen наняли серьёзную киношную команду для создания клипа на свою эпическую песню "Bohemian Rhapsody". Основной идеей было продвижение ролика через популярную английскую ТВ программу Top of the Pops. Думаю, что все этот ролик прекрасно помнят.

-2

Еще одним заметным клипом стал ролик Buggles «Video Killed the Radio Star», который впервые был показан на MTV в 1981 году. Очень хорошо помню, какое впечатление этот клип произвёл тогда на отечественных исполнителей: кстати говоря, наш с Чернавским «банановый» образ - Юра в больших очках, оба мы в узких галстуках, - был «вырулен» не без влияния того самого клипа.

-3

-4

Из ранних клипов хочется также отметить ролик Дэвида Боуи (David Bowie) 1980 года – я имею в виду песню "Ashes to Ashes". Впечатление от клипа было сильным: в нём, несмотря на незатейливость сюжета, артисту удалось - в том числе, за счёт костюма, - создать тот «неземной» образ, который так сильно и эффектно отличал его от всех остальных исполнителей.

-5

Да и песня звучала просто «космически» по тем временам. Кстати сказать, этот клип обошёлся создателям в весьма значительную по тем временам сумму в 582.000 долларов. Если не ошибаюсь, эта цифра довольно долгое время была рекордной.

Вспоминается ещё одно видео, которое тоже производило сильное впечатление - "Sledgehammer" Питера Гэбриэла (Peter Gabriel) 1986 года.

-6

Его делал талантливый режиссер Стивен Р. Джонсон (Steven R. Johnson). Компания Brothers Quay предоставила специальный пластилин, обеспечила пикселизацию и покадровую анимацию, которые оживили изображения в ролике. Эти приемы использовались и в более ранних музыкальных клипах, таких как на песню Talking Heads 1985 года “Road To Nowhere”, также снятый Джонсоном. Позже этот стиль был использован в видео на песню "Big Time", ещё один сингл Питера Гэбриэла с альбома “So”.

Когда делали “Sledgehammer” Гэбриэл пролежал под стеклом в течение 16 часов, пока шли покадровые съёмки. «Если кто-то захочет попробовать скопировать это видео, удачи ему», - шутил позже артист. Помните кадры с двумя танцующими безголовыми тушками цыплят? Они были анимированы как раз при помощи покадровой съёмки – это невероятно трудоёмкий процесс. Но и результат был впечатляющий - "Sledgehammer" выиграл девять премий MTV Video Music Awards в 1987 году, что явилось наибольшим количеством наград, полученных за одно видео. Он занял четвертое место в рейтинге «100 величайших музыкальных видеоклипов, когда-либо созданных MTV» (1999). Ролик «Sledgehammer» также был объявлен анимационным видео номер один на MTV за всё время.

Конечно, с тех пор многие артисты успели снять необычные ролики и превзойти бюджеты начала и середины 80-х. Особенно это касается поп-артистов: такие «гиганты» как Майкл Джексон (MichaelJackson) и Мадонна (Madonna) могли себе позволить в конце 80-х и в 90-х годах «гулять по буфету» - звёздный статус позволял.

Что касается рок-исполнителей, то дорогие видеоклипы являлись скорее исключением, чем правилом. Но кое-что масштабное всё-таки периодически появлялось. Давайте посмотрим три таких клипа: все они с серьёзными бюджетами.

№3. My Chemical Romance – “The Ghost Of You”

My Chemical Romance в 2005 году решили отметиться с музыкальным видео на тему Второй мировой войны. За основу они взяли песню "The Ghost of You". Стилизация под художественный фильм получилась вполне достоверно – если «выдернуть» небольшой кусочек из ролика, то вполне можно принять его за сцену из какого-то реального фильма. Ролик построен на так называемом перекрёстном монтаже, когда действие чередуется между сценами с солдатами на танцах, солдатами в баре и воссозданием вторжения союзников во Францию. Ролик получился масштабный, так что неудивительно, что на его производство было потрачено более миллиона долларов.

№2. Guns N’ Roses - “November Rain”

У Эксла Роуза (Axl Rose) были не только музыкальные соображения, когда Guns N 'Roses пришли в студию для работы над “Use Your Illusion”. Он также хотел снять короткие фильмы на основе некоторых песен. Видеоклипы на «Don’t Cry», «November Rain» и «Estranged» стали некой трилогией, рассказывающей истории проблемных отношений между людьми. Думаю, что для вас будет неожиданностью узнать, что сюжет ролика «Ноябрьский дождь» основан на рассказе “Without You” («Без тебя») писателя Дела Джеймса (Del James), являющегося близким другом группы. Рассказ о любви, браке и смерти получил грандиозное экранное воплощение, что обошлось группе и записывающей компании в 1,5 миллиона долларов.

№1. Guns N’ Roses – “Estranged”

Полиция, дельфины и ти-шорты с портретом Чарльза Мэнсона (Charles Manson) - всё это мелькает в безумном «кинематографичном салате», каким стал видео-клип Guns N 'Roses на песню "Estranged". Видео было снято в 1993 годe и является завершением трилогии (см. предыдущую историю). Полностью клип длится почти 10 минут, а его бюджет составил космическую по тем временам сумму в 4 миллиона долларов. Учитывая, что клип включает в себя сцену, где Эксл Роуз  прыгает с нефтяного танкера посреди океана, то цифра не кажется такой уж удивительной. И если на вас произвели впечатления кадры, когда Слэш (Slash) посреди пустыни перед одинокой церковью играет соло в «November Rain», то подождите, пока не увидите, как он появляется из-под воды в этом ролике – это впечатляет.

Времена дорогих видео, вроде бы, должны были пройти. Однако по-прежнему какие-то отдельные артисты считают крайне важным для своей карьеры сделать грандиозный ролик с большим бюджетом – и это несмотря на то, что уже давно не существует ни MTV, ни VH-1. Но жизнь открыла «новые окошки» - теперь это делается для YouTube, и количество просмотров говорит о том, что, как говорится, игра стоит свеч.