Современный автомобиль – это «смартфон на колесах». Машина обрабатывает и отправляет сведения об аккуратности вождения, маршруте и т.д. Куда и зачем, а главное – можно ли контролировать передачу информации?
По нашим дорогам начали ездить машины, подключенные к интернету и спутникам. Функция Connecting Car позволяет автомобилям «комуницировать» между собой и обмениваться данными с городскими объектами. Этот обмен можно разбить на пять категорий – информирование, навигация, безопасность, платежи и диагностика.
Сейчас разрабатываются системы предупреждения о выезде на встречную полосу. При этом автомобиль, подключенный к интернету, сможет предупредить и других участников движения.
Другая сфера применения этих данных – страхование. Данные о поведении автомобиля могут напрямую повлиять на стоимость полиса. Как быстро вы ездите, как резко разгоняетесь и тормозите, всегда ли пользуетесь ремнем безопасности?
Так же водительский стаж может принести не только бонусы, но и рекламу. Ведь автомобиль знает о вас куда больше, чем вы можете представить. Подключив смартфон к авто, вы рассказываете автопроизводителю где живете, куда ездите, с кем общаетесь, сколько денег тратите и на что именно. И все эти данные – лакомый кусок для рекламодателей.
Вопрос о собственности и сохранности данных окончательно не ясен. Водители обычно соглашаются на предоставление некоторой личной информации, подписывая договор купли-продажи или подтвердив согласие на медиапанели в автомобиле. Мы знаем, что наши смартфоны изучают наши привычки и предпочтения, и, используя телефон, мысленно соглашаемся на негласный контракт: мы торгуем личной информацией для собственного удобства. С автомобилями у нас такого ожидания нет.
Кроме того, вы всегда можете отключить данные о местонахождении на своем мобильном телефоне. Но не можете перестать делиться этими данными с автопроизводителями – в машинах просто нет функции отказа.
Кажется логичным, что единственный человек, который может контролировать данные автомобиля – это его владелец (или арендатор). На деле это далеко не так.