Соловки 2016 День 7 Соловки (Большая Муксалма)
Сегодня решили сходить на остров Большая Муксалма.
Большая Муксалма — это третий по площади остров Соловецкого архипелага, лежит к востоку от Большого Соловецкого острова.
Напомню - самый большой по площади, собственно, Большой Соловецкий остров, второй по площади - Заяцкий остров.
Основная достопримечательность - это валунная дамба между островами Большой Соловецкий и Большая Муксалма.
Исторически дорога на Муксалму начиналась у стен монастыря и шла на восток Большого Соловецкого острова до южного побережья залива Долгая губа. Здесь, через узкий пролив, называемый Железные ворота, монахи переправляли людей и грузы на соседний остров. Однако этот пролив очень опасен для мореплавания, скорость течений во время приливов и отливов может достигать 5 узлов. Поэтому для развития масштабного хозяйства было важно создать надежное сообщение между двумя островами. Кроме того, большая часть острова заболочена, так что вставал вопрос об обеспечении животных кормом и возможности перегона их на соседние острова. Строительство дамб началось уже в конце 20х гг. 19в. Первая дамба соединила острова Большую и Малую Муксалмы. Тогда же началась заготовка материалов для строительства каменной дороги через пролив Железные ворота.
До Большой Муксалмы идти чуть больше 11км. В основном дорога нормальная.
Но чем ближе мы подходили к дамбе, тем хуже становилась дорога.
Вокруг много красивых озер.
На всем протяжении дороги стоят старые верстовые столбы
В некоторых местах приходилось идти по болоту.
Уже виднеется дамба. На входе не дамбу знак:
А вот и сама дамба.
Дамба представляет собой извилистую валунную насыпь, прошедшую по отмелям морского пролива. Камни в дамбе не скреплены раствором, они держатся за счет собственного веса. Только по краям дамбы валуны были скреплены металлическими стяжками. Длина дамбы составляет более километра, высота – 4 м, ширина до 6 м. Размывание дамбы предотвращают небольшие каменные выкладки по обе стороны от нее, работающие как молы, а также сама форма дамбы, служившая волнорезом
На дамбе был жуткий ветер.
Строительство этого грандиозного сооружения пришлось на время архимандрита Порфирия (1859-65гг). Работы велись под руководством крестьянина из Вологодской губернии Ф. И. Соснина, который впоследствии принял постриг с именем Феоктист. В строительстве дамбы участвовали монахи, трудники и до 400 человек наемных рабочих.
Некоторые камни соединены скобами.
Чтобы предотвратить размывание каменной кладки, небольшую часть пролива оставили свободной. Сначала через нее был перекинут деревянный мост, к 1890 году на этом месте устроили три небольших каменных арки.
Старое фото:
Не удержался и слазил в арку )
Раньше на острове был Сергиевский скит. Решили пройтись до него.
Схема.
К сожалению, от скита сейчас ничего не осталось. Остались только руины и остатки старого келейного корпуса. Рядом строиться новый.
Остатки птичника.
Раньше был такой
Коровник не сохранился. Остался только каменный взвоз, по которому можно было заехать на второй этаж, и валуны, служившие фундаментом.
Коровник.
Несколько старых фото:
Муксалма, Сергиевский скит, 1912 год (фотография Яна Соберга). На заднем плане сохранившийся до нашего времени деревянный келейный корпус.
Из статьи Елены Волковой «Соловецкий монастырь в воспоминаниях паломников и трудников».
«Я. Ф. Носов рассказывал о своем брате, что он «…работал в монастыре год по обещанию, было ему тогда около двенадцати лет. Сначала он работал в сетевязальной мастерской. Но вскоре ему надоела эта нудная работа от зари до зари, и он решил перебраться на скотный двор, на Муксалму. Доил коров. Поскольку молоко находилось под контролем и его не давали много пить, то годовики шли на разные ухищрения: наливали молоко в большие медные монастырские самовары и пили его как чай».
(альманах «Соловецкое море», №10, 2011 г.)
Муксалма. Деревянный келейный корпус в начале прошлого века.
Муксалма. Монастырское стадо.
Ученый-зоолог Борис Николаевич Шапошников (1882-1920), пробиравшийся с двумя коллегами летом 1918 года через Архангельск, Соловки и Кемь в Александровск, где находилась биологическая станция, писал:
«15/28 июня. … Ферма в Муксалме представляет из себя целый ряд солидных построек. Коровники очень большие и хорошо устроенные. Все содержится довольно чисто. Коровы чистые и очень хорошие с виду. Монахи говорят, что это помесь голландок и холмогорок. Лошадей было мало. Конюшня для них устроена очень удобно, по военному образцу. Курятник тоже очень хорош, но куры плохи, не породистые. Монахи нас приняли очень хорошо, дали молока, творога, простокваши и хлеба, так что мы хорошо закусили. Каждый монах обязательно расспрашивал о всех новостях. Коля всё торопил идти, но монахи расспросами всё задерживали. Монахов на ферме довольно много, и там они довольно веселы. Мне было немного жаль уходить, настолько они всем интересуются».
От церкви Сергия Радонежского даже руин не осталось. Вот такой была церковь.
Перекусив и отдохнув, отправились в сторону дома.
На берегу заметили такой камушек. Он один выделялся, т.к. был белоснежным.
Виды какие-то не земные.
Вечером был красивый закат.
На сегодня все.
Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!