Найти тему
Prophetmaster Audio

Флагман начала 70-х: Sansui AU-9500

Sansui AU-9500 - верхняя модель 1972 года, стоил в год выпуска около 450$, что было внушительной суммой для начала 70-х. Попал ко мне впервые, в достаточно неплохом техническом и косметическом состоянии. Некоторое время назад была и более младшая модель - Sansui AU-6500, но о ней речь идет в другой статье. Могу только сказать, что отличия между ними реально большие.

Технические параметры, заявленные производителем:

-2

Аппарат просто напичкан различными функциями: это и НЧ фильтры на частоты 25 и 50 Гц, и ВЧ фильтры на частоты 6 кГц и 12 кГц, и режим приглушения звука (Mute), и регуляторы громкости, баланса, и отключаемая тонкомпенсация, и трехполосный регулятор тембра (НЧ, СЧ, ВЧ), с тремя вариантами АЧХ для каждой полосы и возможностью их полного отключения по отдельности. Коммутирует целых три пары АС, но одновременно работать могут только одна или две пары. Усилитель может управлять коммутацией двух магнитофонов, в том числе и на перезапись. Одна из дек может быть подключена кабелем с разъемами стандарта DIN. Оба магнитофонных входа, а также вход AUX, имеют индивидуальную регулировку чувствительности. Встроен ММ RIAA корректор, причем неплохой, который имеет два входа и переключатель на три варианта входного сопротивления. Сделан и микрофонный стерео вход под разъем "джек" 6 мм. Есть гнезда для подсоединения внешней системы понижения шума (при использовании магнитной записи), а также предусмотрено подключение внешнего декодера и усилителя тыловых каналов с целью построения четырехканальной системы для воспроизведения квадрофонических записей.

Sansui AU-9500, коммутационные возможности
Sansui AU-9500, коммутационные возможности
Sansui AU-9500, коммутационные возможности
Sansui AU-9500, коммутационные возможности

Sansui AU-9500 может работать и как пред, и как оконечник, и как полный усилитель, что можно обеспечить с помощью перемычек на тыловой панели. Есть и выбор режима работы каналов - стерео, реверс, моно суммирование, моно по отдельности. Сейчас многим непонятно зачем это нужно, а раньше, когда магнитофон и винил были основными источниками сигнала, то очень даже удобно было проверять запись на предмет завала по ВЧ, или отловить почти незаметное смещение баланса. В этом усилителе даже выходов на наушники сделано два, что встречается достаточно редко. АС отключаются автоматически, как только заходит джек в гнездо.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

В общем, напихано в него много, даже слишком. Особенно это становится понятно, когда усилитель стар и неисправен:) В нем столько слабых мест, в которых может "пропасть" по пути сигнал, что все эти многочисленные функции могут стать не в радость.

Sansui AU-9500
Sansui AU-9500

Однако этот Сансуй аппарат живучий, так как комплектация у него изначально очень хорошая. Поэтому, если заменить в нем все мелкие электролиты (это точно нужно сделать), почистить химией и смазать все регуляторы, переключатели, контактные группы реле и слотовых разъемов, то он еще поработает на славу.

Компоновка типична для "жгутиковых" (так называют УМ, у которых оконечные транзисторы не впаяны в плату, а соединены с ней жгутом проводов) усилителей 70-х годов, но несколько "продвинута", я бы сказал.

 Вид изнутри со стороны верхней крышки и со снятым внутренним экраном
Вид изнутри со стороны верхней крышки и со снятым внутренним экраном

В отдельных экранах и в слотовых разъемах установлены платы драйверных каскадов усилителя мощности (одинаковые блоки слева от трансформатора и справа от больших электролитов, на фото выше), а также плата темброблока (справа, у платы защиты, под большими электролитами, на фото выше).

Вид изнутри со стороны верхней крышки и с установленным внутренним экраном
Вид изнутри со стороны верхней крышки и с установленным внутренним экраном

Корпус усилителя разделен по горизонтали на две части стальным листом, и многие платы, а также основные жгуты проводов, расположены в "подвале".

Вид изнутри со стороны нижней крышки (подвал)
Вид изнутри со стороны нижней крышки (подвал)

Несмотря на обилие разных печатных плат, мелких электролитов в сумме оказалось не очень много - не более 50. Но среди них есть высоковольтные (80 В) и биполярные, поэтому если брать Nichicon или Elna Silmic, то заметные расходы получаются.

Много электролитов на плате темброблока:

Плата темброблока
Плата темброблока

Совсем мало в драйверных каскадах,

Драйверные каскады УМ
Драйверные каскады УМ

а больше всего их на плате преда:

Предварительный усилитель
Предварительный усилитель

На плате защиты тоже достаточно, включая биполярные.

Блок защиты
Блок защиты

Схемотехнически усилитель довольно прост. Двухполярным напряжением питается только оконечник, все остальное с однополярным питанием, поэтому в цепи сигнала везде присутствуют разделительные емкости (электролиты, в том числе и танталовые). Тантал выкинул, заменив его Nichicon FG.

Послушал его - приятный по звучанию усилитель. Это еще не 907-й Sansui, но уже вполне приличный аппарат, с неокрашенным и открытым звуком - правда, это без тантала на входе преда. С танталовым разделительным электролитом звучание мне не понравилось - это был последний конденсатор, который менял в усилителе.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a

Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000

Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8

Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907/// Musical Fidelity A-1

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)