Завершается сезон в «Формуле-2», в котором ярко проявили себя два российских пилота: Роберт Шварцман и Никита Мазепин. Самому опытному из наших – Артёму Маркелову – пока удалось набрать лишь пять баллов. Возможно, на этапе в Сочи москвич пополнит очковый запас, но одно можно сказать точно – этот сезон стал для него самым провальным.
Детство, отрочество
Артём Маркелов родился 10 сентября 1994 года в семье будущего создателя крупнейших компаний «Мобайл», «Росжелдорпроект» и 1520. Поэтому Артёма относили к «золотой молодёжи».
Сейчас гонщик мало рассказывает о детстве. Ранее в интервью он немного проговаривался о строгом воспитании и частых тренировках. В начале нулевых Артём сел за руль карта в специализированной школе «Серебряный дождь», и к 11 годам заслужил приглашения на российские соревнования.
В 2007 году в классе Ракет Маркелов выиграл Кубок страны и занял второе место на национальном чемпионате. Спустя два года он добился победы в Чемпионате России в классе РМю. До 2010 года Артём считался подающим надежды и достаточно стабильным гонщиком. Состояние отца позволяло иметь тренера, с которым можно было выезжать за границу и пробовать свои силы в молодёжных сериях.
Путь до «Формулы-2»
С 2011 по 2013 Маркелов выступал в младших «Формулах». Сперва он обкатался в Adac Formel Masters за команду «Мотопарк Академи», где взял 11 подиумов в 23 этапах. В Австрии пилот даже сумел прийти к финишу первым. Неплохие результаты позволили гонщику занять четвёртое место в общем зачёте и получить приглашение в европейскую «Формулу-3» на три гонки.
Следующие два сезона Маркелов боролся в немецкой «Формуле-3». За это время россиянин четырежды побеждал и ещё 20 раз поднимался на подиум, проведя в совокупности около 50 гонок. В 2013 году пилот стал вице-чемпионом серии, что открыло двери в GP2 (так раньше называлась «Формула-2»).
Взлёт лучшего по обгонам
Россиянина подписала российская же команда «Рашн Тайм» – действующий обладатель Кубка конструкторов. Год от года пилот прибавлял в результатах. 24 – 13 – 10 – таковы места гонщика в итоговом зачёте с 2014 по 2016 годы. Параллельно он соревновался в специальных сериях, чаще оставаясь в середине пелотона.
Богатый опыт помогал Маркелову в сезоне 2017, когда GP2 получила официальное название «Формулы-2». Артём стал вице-чемпионом, уступив только Шарлю Леклеру, а «Рашн Тайм» выиграла серию. На следующий год пилот опустился на пятое место, но получил приз за лучший обгон сезона.
Умением обгонять россиянин восхищал соперников. Вице-чемпионов «Формулы-2» 2018 и действующий пилот «Макларена» Ландо Норрис в интервью Чемпионат.ком говорил, что считает Маркелова лучшим среди молодых российских гонщиков: «[Маркелов] Хорош в работе с шинами, знал, когда атаковать. При этом он агрессивен и очень быстр — сильный пилот».
Артёма очень любили на английском канале SkySports – и тоже за обгоны. Говорят, что особенно талантом пилота восхищался комментатор Давиде Вальсекки.
В 2018 году россиянина пригласили тест-пилотом в «Рено». Он сумел провести три тестовые сессии и одну пятничную тренировку с командой.
Личная жизнь и перспективы
2018 год стал для москвича переворотным. Пилот переживал несколько личных событий. У него распался союз со светской дивой, известной по телепроекту «Дом-2», Алёной Водонаевой и возникло несколько романов. Один из них – с другой воспитанницей «Дома», Катей Жужой – перерос сначала в свадьбу в Лас-Вегасе, затем в бракосочетание в ЗАГСе Барвихи. Летом у пары родился сын. Также семья воспитывает дочь Кати Жужи.
Это отвлекло от тренировок. 2019 год в японской «Супер Формуле» Маркелов провёл из рук вон плохо. Артём видел причину неудач в «комбо из технических и моральных проблем». Команда никак не могла попасть в настройки машины. Наверняка сыграло значение, что пилот приезжал в Японию только на гоночные уик-энды.
Несколько раз россиянина приглашали выступать в «Формуле-2» на подмене, и Артём смотрелся неплохо. Было заметно, что его вдохновляет возможность доказать всем, что он ещё способен на победы. Поэтому высоки были ожидания от сезона 2020, где Маркелов выступает за «Рейслаб». Тем более, что баллов для суперлицензии достаточно, а главный ветеран «Формулы-2», наверное, в душе не расстался с мечтами о переходе в элитный чемпионат мира.
Но с самого начался всё пошло не так. Весь год у Маркелова были проблемы с машиной и её балансом. Ко второй половине сезона Артёму удалось хотя бы доводить болид до финиша. Перед предпоследним этапом – в Сочи – пилот имеет пять очков в активе и сумасшедшую мотивацию выстрелить перед земляками-болельщиками. Квалификация для Маркелова сложилась не слишком успешно – 20-е время дня. Но мы знаем талант Артёма по обгонам. Даже если один из самых успешных российских гонщиков покинет «Формулу-2» и уйдёт в другую стезю, хочется, чтобы сегодня это произошло красиво.