Найти тему
zorkinadventures

Показываю типичный семейный вечер оленеводов – мужа и жены, которые живут в тундре

Пока вы читаете эти строчки – по всей нашей стране, в своих квартирах, миллионы мужей и жен устраиваются поудобнее, чтобы провести свой семейный вечер. Жена приготовит ужин, вместе они сядут на диван, зайдет сосед, включится телевизор, за окном завоет сигнализация... Поглядим на эту самую обычную семейную сцену, но только происходить она будет в тундре – в семье оленеводов. Рассказываю про очередных героев National Geographic Россия, где я работаю. Автор нашего журнала, Дженнифер Кингсли, в очередной раз побывала на Чукотке и познакомилась с семейной парой оленеводов, которые живут и работают в тундре. Знакомьтесь, Майя Пелятагина и Александр Кеутегин. Живут в тундре вместе со своими коллегами по работе – оленеводами, ночуют в одной яранге (переносное жилище), едят оленину и никуда не спешат. Поглядите.

"200 километров пути через тундру, и вот наконец я добралась до яранг, где живут оленеводы. У костра готовит ужин Майя Пелятагина. Стоит осень, мужчины только что привели в лагерь животных, 2500 оленей"

Место, где живет Майа. Фото: Эрик Гут
Место, где живет Майа. Фото: Эрик Гут

"На то, чтобы рассказать мне всю свою жизнь, у Майи уходит буквально несколько минут: родилась в тундре, переехала в город, училась в кулинарном техникуме, вышла замуж, родила дочь, а потом – стала возвращаться назад в тундру. Вроде бы в качестве зоотехника, но в итоге большую часть времени она проводит за традиционным женским занятием – следит за бытом яранги. Впрочем, когда я попыталась расспросить Майю о ее жизни, она ответила коротко: «Уже все рассказала». Что ж, похоже, люди здесь больше делают, чем говорят"

Жизнь вокруг яранги, где живет Майа с Мужем. Фото: Эрик Гут
Жизнь вокруг яранги, где живет Майа с Мужем. Фото: Эрик Гут

"Быт в яранги (это переносные жилища чукчей) выглядят так: одни пастухи уходят к животным, другие возвращаются, поэтому женщинам нужно готовить еду много раз в день. Завтрак, например, был такой: мы соскребли с ребер оленье мясо, выпили теплого оленьего бульона и горячего чая с сахаром, а потом принялись за свежую жареную лепешку. Позже Майа говорит: “Мы, женщины, здесь всегда заняты, только пастухи успевают отдохнуть".

А вот на фото, как и обещали: типичный семейный вечер. Майя Пелятагина (в центре) отдыхает в юранге со своим мужем Александром Кеутегиным (слева) и еще одним оленеводом – Никитой Никитовичем (справа).

Фото: Эрик Гут
Фото: Эрик Гут

"Вечер в яранге выглядит так: кто-то из оленеводов, зарядив телефон от генератора, показывает видео про кота, которого кормят с ложки – все мы смеемся. Потом мы пробираемся в палатку из оленьей шкуры – спальное место, оборудованное внутри шатра. Одна длинная кожаная подушка на всех, на полу – шкура тюленя, а подо всем этим лежит – тундра, точно такая же, какая была здесь тысячи лет назад".

А что же – типичный семейный вечер где-то в России.

Вот тут – еще истории про женщин Чукотки. А здесь инстаграмм фотографа Эрика Гута.

Zorkinadventures. Опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.