25 июля 2020 года ушёл из жизни Виктор Гряколов. Именно с его лица в 1967 году был нарисован графический символ «Орлёнка» – молодого парня в будёновке, который затем стал самым узнаваемым образом у сотен тысяч орлят.
– Мне было приятно, что с отца был нарисован образ орлёнка, – начинает свой рассказ сын Виктора Ивановича Денис Гряколов. – Таким образом он занял в истории своё почётное место. Папа действительно настоящий орлёнок – горел своей работой, общественное ставил выше личного. Походы, туризм, дети, спорт… он был по-хорошему помешан на всём этом.
Младшая дочь Дениса Лиза (внучка Виктора Гряколова), проходя мимо стелы на Въездной площади, где находится графическое изображение орлёнка, всегда приветствует дедушку: «Деда, привет!». Сама она, по словам Дениса, точная копия Виктора Ивановича – и по внешности, и по характеру. Так же, как и тот когда-то, находится постоянно в движении и выбрала спорт делом своей жизни – занимается хоккеем с двух лет и хочет стать тренером.
НЕСЛУЧАЙНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
Виктор Гряколов мечтал поступить в лётное училище, но передумал, потому что ему казалось, что математику плохо знает. А в армии он как раз занимался спортивной гимнастикой. Там же, в Саратове, где он служил, друзья предложили: «А давай в Ростов поедем, ты же там рядом живёшь, поступим на физвоспитание». Так, «за компанию», Виктор и поступил на физфак.
Этот случайный выбор и определил дальнейшую судьбу юношы. Ведь в качестве методиста по физической культуре Виктора Ивановича пригласили в «Орлёнок» – место, которое стало его домом. Именно в пионерском лагере он полностью реализовал себя в профессии, получил признание и почёт, его образ был увековечен в графическом изображении Орлёнка, здесь он встретил супругу, с которой прожил всю жизнь, тут родились его дети.
Уже в университете Виктор показал себя как человек, умеющий брать на себя ответственность. Однажды его группа сдавала практику по альпинизму. Задача была такая – подняться на пик Локомотив (4182 м). Эта горная вершина находится в Республике Казахстан в северо-западной части тянь-шаньского хребта Заилийский Алатау.
– Тогда поднялась сильная метель, многие ребята из группы испугались и сказали, что дальше не пойдут, – рассказывает Денис. – А поднялись уже очень высоко. Снаряжение, рюкзаки, ведёрки – всё при них было. До пика оставалось немного, естественно, хотелось дойти, но нужно было двигаться обратно. Было принято решение, что Виктор дойдёт с группой до конца, а тех, кто не может, спустят вниз.
Несмотря на ухудшение погодных условий, студентам удалось подняться на пик Локомотив и благополучно вернуться обратно. За восхождение на вершину первой категории трудности им вручили значки альпинистов СССР. В этом походе Виктор Иванович проявил смелость, решительность и упорство – идти вперёд, преодолевая свой страх. Прямо как настоящий орлёнок!
УВЕКОВЕЧЕН В ОБРАЗЕ ОРЛЁНКА
По окончании учёбы в университете Виктор Гряколов по приглашению ЦК ВЛКСМ снова вернулся на работу в «Орлёнок» (в 1963 Виктор Иванович трудился вожатым в пионерском лагере) сначала в качестве методиста по физической культуре и спорту, а вскоре перешёл в школу на должность учителя физкультуры.
В 1967 году случилась та самая история, которая в итоге «привела» Виктора Гряколова на стеллу на Въездной площади. Именно в том году проходило заседание орлятского творческого совета, на нём выбирали человека, с которого нарисуют графическое изображение образа Орлёнка.
– Пока сидели и решали, кто станет символом пионерского лагеря, азербайджанский художник Мехти Бедерханов (работал в «Орлёнке» вожатым, будучи студентом, а затем художником-оформителем, старшим методистом) сделал набросок профиля моего отца, который также участвовал в собрании, – вспоминает Денис. – Как мне рассказывал папа, Мехти тогда обратился к присутствующим: «Что мы выбираем? Вон Виктор сидит, с него и нарисую. Он парень активный, как раз подходит под этот образ». Все единогласно поддержали предложение. Моему отцу, кстати, даже не пришлось отдельно позировать, образ парня в будёновке с его лица художник создал прямо там же – на творческом заседании.
С тех пор черты лица Виктора Ивановича были узнаваемы в изображении Орлёнка на наградных медалях лагеря, бланках, дипломах, печатной и сувенирной продукции. И он это заслужил, обладая всеми качествами настоящего орлёнка. Виктор Гряколов – патриот своей страны, мастер на все руки, жизнерадостный – никогда не сидел без дела, безумно любил детей и «Орлёнок». Таким был человек, лицо которого видят тысячи мальчишек и девчонок на въезде в центр.
– «Орлёнок» был для отца второй семьёй, домом, в котором он жил, – с улыбкой вспоминает Денис. – Он полностью выкладывался на своих уроках. Был человеком новой формации. А «Орлёнок» поставил точку в его личностном развитии. Здесь он стал тем, кем хотел.
Даже когда Виктора Ивановича забирали в крайком по линии детства партийным секретарём, он отказался, предпочтя остаться в лагере – обучать орлят плаванию, ходить с ними в походы, а не сидеть с бумажками.
ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИЯ
– Отец никогда не сидел без дела, – с теплотой в голосе вспоминает сын героя нашего материала. – Он не ходил, а всегда куда-то бежал. Никогда не видел, чтобы папа просто лежал на диване. Ему постоянно нужно было что-то творить, изучать новое, поэтому он обладал широким кругозором. Мог смастерить мебельную стенку, ткацкий станок для мамы, заменить лобовое стекло в машине. Меня поражало его умение не расстраиваться по каким-то бытовым мелочам. Он все время говорил: «Не ной! Не скули! А делай! Возьми себя в руки!». Всегда подталкивал меня вперёд, рассматривал любой вид спорта, которым я хотел заниматься как альтернативу бездействию, но учил относиться ко всему серьёзно. Я ему очень благодарен за это.
Одним из ярких детских воспоминаний в памяти Дениса остались совместные походы с отцом в лес.
– Мы с ним прошли всю Туапсинскую оборонительную линию – излазили горы: Индюк, Семашко, Два брата, – рассказывает Денис. – Он научил меня ориентироваться на местности, варить компоты из кизила и дички, разбираться в грибах, искать пропитание себе в лесу и питьевую воду, вязать узлы.
Денис, конечно, бывал в походах и вместе с орлятами, так как практически рос в «Орлёнке». Тогда маршруты были довольно сложные. Отправлялись к месту назначения большими группами на автобусах в сопровождении охраны, инструкторов по физической работе и медицинских работников.
– Мне было лет пять-шесть, поэтому те походы тяжело для меня давались, – продолжает вспоминать Денис Гряколов. – Отец прикреплял меня к девчонкам. Они постоянно меня кормили сгущёнкой и шоколадками, что мне очень нравилось. До сих пор помню тот запах костров, того, что на них варилось/запекалось, шикарные орлятские песни. Ребята 13 и 14 лет тогда мне казались большими дядями. Это было просто безумно классное время.
Несмотря на маленький возраст, Денис уже тогда проявлял самостоятельность. Мальчику давали поручения – он мыл котёл и посуду после всех. Как он признаётся, ему тогда было ничуть не стыдно это делать, ведь с малых лет отец прививал любовь к труду. Много открытий мальчик делал во время покорения горных маршрутов. Например, видел, как Виктор Иванович учил орлят делать загоны и ловить форель в горных реках, а также находить крабов.
– В лес с отцом я ходил спокойно, – говорит Денис. – Он знал, как найти безопасное место для разбивки палатки и правильно разжечь огонь. Старался не просто дать нам практические навыки, но и выработать характер и определённое отношение к жизни. Эти совместные походы учили нас (меня и орлят) надеяться только на себя, ничего не бояться, быть уверенными в своих силах. Ведь, чтобы дойти до вершины, необходимо обладать нужными знаниями и умениями, а также применять их на практике.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В памяти своих коллег и родных Виктор Иванович навсегда останется активным, жизнерадостным, деятельным человеком. В общем, настоящим орлёнком.
Подробную информацию об «Орлёнке», сменах, лагерях и о том, как попасть во Всероссийский детский центр, ищите на нашем сайте.
Смотрите видеоотчёты о сменах на телеканале «Орлёнок TV».
Подписывайтесь на наши социальные сети ВКонтакте, Instagram, Facebook и Яндекс.Мессенджер.