Продолжаем интервью с культовым режиссёром Романом Качановым, автором легендарных кинокартин и открывшим огромное количество великих российских актёров. Фильмы режиссера Романа Качанова вошли в 100 лучших фильмов всех времен на русском языке и в 100 главных российских кинофильмов, признаны культовыми и лучшими фильмами своих лет.
Итак. 2000 год. В твоей карьере был перелом, ты снял фильм ДМБ. Расскажи, сколько страниц бумаги и недель ушло на написание сценария? За сколько был снят фильм?
Здесь сразу несколько вопросов, я попробую последовательно ответить. Во-первых, это не был переломный для меня год. То, что он переломный, то, что ДМБ – фильм эпохальный стало понятно лет через 10, через 20. То есть год стал переломным, когда для меня он уже не мог быть никаким переломным. А в 2000 ДМБ был…
Обычный фильм?
Более того, это был скандальный фильм и не сразу понятный. Некоторые из съемочной группы не хотели фамилию в титры ставить. Боялись, ссали. Некоторые коллеги рассказывали мне, что это провал. Сережа Жигунов просто предлагал все размонтировать и отдать материал ему, чтобы он что-то попробовал доснять и спасти картину. Были короче моменты. На твой вопрос, что и сколько. Сценарий ДМБ я писал неделю. Сценарий занял 40 страниц машинописного текста. Фильм снимался 18 съемочных дней.
А как комиссия приняла этот фильм? Комиссия была?
Не было никакой комиссии.
Это было то время, когда была настоящая свобода?
И сейчас такое время, и сейчас нет никаких комиссий, это обман. Нет никаких комиссий, которые принимают. Это вот один из обманов, которые мои коллеги сами себе в башку вбили и сами себя уничтожают и сами себя превращают в живых маленьких трупиков.
Продюсеры. Кто в сегодняшнем кинопроцессе продюсер? Согласен ли ты с тем, что продюсеры – жадные расчетливые чудаки на буквы М, им плевать на искусство, как таковое, они думают только о бабках?
В вопросе отражается твое отношение.
Я и не скрываю, я считаю их жадными чудаками.
Смотри. Кто такой продюсер? Это организатор производства, администратор то есть. Это человек, который занимается тем, чтобы были вилки, ложки, ножи, обеды, электричество, машины там подавали вовремя. Помнишь, в СССР «директор картины» писали в титрах?
Да.
Вот то, что называется продюсер, то и есть «директор картины», то есть администратор на производстве, который отвечает за гвозди, шурупы, за то, чтобы машину вовремя подали и всё. Продюсер - это просто администратор. Прошу не путать с инвестором, который все-таки деньгами вкладывается. Продюсер – это не инвестор. Все, что выше функции администратора - это легенды про продюсеров. Про их какую-то невероятную тупость или наоборот про их невероятную продвинутость, это легенды. Они – организаторы производства. Как был в СССР директор, замдиректора. Ну, обычно у директора два зама было, замами обычно двух девушек брали, чтобы им легче было договариваться со сторонними организациями, чтобы, например, разрешили снимать в женской бане. Это уровень зама директора. А вот с мужской баней договориться – это уровень уже директора картины. И все эти истории, что некие продюсеры, которые что-то некое продюсируют… Или он хороший организатор производства, или хуевый организатор производства. Определение продюсера – это фейк. Нет служебной инструкции для продюсера, его нет в трудовом кодексе. Есть администратор.
Снимать кино – это выгодное дело с финансовой точки зрения, сейчас?
Ну, я могу судить только по своим фильмам. Потому что по чужим судить крайне проблематично. Мои фильмы, я думаю, окупились в десятки, а может и в сотни раз. Не считая того, что им прикручивались за отдельные еще деньги сиквелы, не считая того, что мерчендайзинг еще всякий выпускали за бабло.
Как ты относишься к нынешним режиссерам? По сравнению с тобой, я не считаю их произведения качественным продуктом.
Нынешние режиссеры – это широкое понятие. Я тоже нынешний режиссер, я еще жив. Я считаю, что нынешние режиссеры, особенно молодые душой режиссеры, должны почаще вспоминать о том, что они – художники и творцы - всё это интервью я об этом и твержу. Отчего дует ветер? От того, что деревья качаются. Так вот они должны быть теми деревьями, от которых дует ветер. Они должны понимать свою ответственность. Они должны понимать, что они – элита. Это не та элита, которую иной раз по ошибке сейчас называют элитой, пара спекулянтов средством от геморроя – это не элита. Три хромых охранника склада, которые с этого склада что-то спиздили – это тоже не элита. Элита общества – это интеллектуальная, творческая, созидающая часть, это те, за кем идут люди. Это режиссеры, это писатели, в более широком смысле это ученые, ученые-теоретики, врачи, учителя. Те люди, которые своей жизнью делают образец и которые делают мир лучше.
Как ты относишься к госфинансированию? Считаешь ли ты эту фигню злом?
Как я отношусь к госфинансированию… Как нынешние дела обстоят я не очень в курсе, не вникал, честно скажу. Не вникал, но понятно, что обстоят дела как-то не так, даже если мой сантехник Мансуржон меня постоянно спрашивает, зачем плохие люди все деньги на кино украли? Но, как говорится, у всего когда-то было начало. Вот был мой «Даун Хаус», тогда госфинансирования не было, вместо него была очень кривая система освобождения от налогов. Естественно, как и положено, она исправно работала только первые пару месяцев, дальше начала давать сбой, потому что прибежало слишком много желающих спиздить, а денег на всех не хватило. И лично мне Михаил Швыдкой, будучи тогда министром культуры, говорил: «Рома, не ссы». Может, он говорил другими словами, но смысл такой: «Рома, не бойся. Мы закрываем историю с налоговыми льготами, но мы начинаем стабильно финансировать из бюджета, твои фильмы будем, ну и все прочие, которые по-честному достойны».
И дальше что произошло?
И дальше знаешь, годик-полтора было нормально. Ну а потом все как-то пошло через жопу. Но все и должно было пойти через жопу. Такие традиции.
Но сейчас Швыдкова нет. Сейчас что происходит?
Сейчас явно происходит какая-то большая и мутная хрень, но я не хочу об этом рассуждать, об этом только ленивый не рассуждает.
Мы подошли к конечному вопросу. Что для тебя отсутствие возможности снимать кино? Вот бац, и завтра у тебя нет такой возможности. Что произойдет?
Оно даже не бац завтра, а имеет обратный отсчет. Может быть, не завтра, а уже вчера. Так вот - это смерть. Я не знаю, как это у товарищей. Кто-то может идет в управдомы или участок 6 соток копать. Но лично для меня, это смерть. Какой смысл жить, если я не снимаю кино, значит, я мертв и моя сакральная миссия не выполняется?
Но ведь не снимая кино можно писать сценарий. Ты же гениальный сценарист.
Да можно придумать себе массу занятий. Но конкретно не снимая кино, режиссер мертв. Наступление его физической смерти – это просто дело времени.
Ужасное время сейчас. Мертвые фильмы на один раз.
Я повторю ответ на основной вопрос, а то ты что-то сопли поразвесил. Что такое «не снимаешь кино» для меня? Для меня это – смерть. Можно придумать какой-то херней заниматься, в управдомы пойти и т.д. и т.п.. Но лично для меня это смерть и наступление физической смерти – это просто дело времени. Вообще, время – такая очень надежная вещь, что оно рано или поздно подведет к этой точке. Интересно, какая для меня лично вот сейчас цифра обратного отсчета?...
ЗЫ. Фильмы режиссера Романа Качанова вошли в 100 лучших фильмов всех времен на русском языке и в 100 главных российских кинофильмов, признаны культовыми и лучшими фильмами своих лет.
Интервью, часть 1 - тут
Интервью полностью читайте - тут
Максим Новиковский
МОЙ ВК ТУТ
МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ
МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
НА МОЙ ЖЖ ТУТ
МОЙ ОК ТУТ
МОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОХУДЕТЬ, КАК Я НА 46 КГ - ТУТ
Всем спасибо за просмотр! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет красивее, интереснее, увлекательнее и мистичнее.
#романкачанов #дмб #даунхаус #генабетон #кино #интервью #ссср #совесткоекино #российскоекино #кинорежиссер #качанов #суслик #максимновиковский #фото #фотограф #мосфильм #яндекс #дзен #искусство #ренаталитвинова #иванохлобыстин