Как и в прошлом учебном году, активную поддержку учащимся в освоении материала окажут казахстанские телеканалы. При поддержке Минобра проведена работа по созданию видеоуроков, которые будут транслироваться на каналах «Аль-Фараби» и «Ел Арна». Всего в помощь школьникам планируют снять более 6 тысяч телевизионных уроков по предметам школьной программы.
Телеуроки, как дополнительный образовательный ресурс, транслируются в течение учебного дня в эфире указанных телеканалов. Кроме того, они доступны в сети интернет. Делается это для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно выбрать удобное время просмотра и имели возможность повторить пройденный материал по своему усмотрению
К сожалению, как отмечают в Министерстве образования, не все населенные пункты нашей страны могут принимать телевизионную картинку образовательных каналов. Более чем в 600 селах данные каналы недоступны, а в них проживает 314 учеников.
«Данный вопрос решается путем ретрансляции местных каналов и установки спутниковых антенн», – успокоил глава ведомства А. Аймагамбетов.
При этом он добавил, что каждая школа будет принимать самостоятельное решение по использованию того или иного ресурса в образовательном процессе. К сожалению, по его словам, не все образовательные платформы идеально подходят для организации онлайн-обучения. Однако они содержат готовые видеоуроки, различные мультимедийные ресурсы, которые вполне позволяют получить необходимые знания по предметам.
Что же собой представляют современный электронный учебник и онлайн-платформа для эффективного дистанционного обучения?
Самое главное, о чем следует сказать, – это то, что до последнего времени, к сожалению, на казахстанском образовательном рынке не было четкого представления об электронном учебнике и образовательной платформе. Многие считали, что это – интернет-сайт, на котором можно скачать нужный учебник в привычных форматах ePub или PDF. Скачал, читаешь, решаешь задачи, пишешь контрольные.
Однако все не так просто. Мы не случайно рассказали об опыте цифровизации образования в Эстонии. Продукт именно этой страны стал примером и основой для создания одной из образовательных онлайн-платформ в Казахстане.
Современный электронный учебник – это интерактивная учебная онлайн-среда, включающая в себя теоретический материал, как тексты, иллюстрации, схемы, таблицы и практические интерактивные задания в виде вопросов, тестов, кроссвордов, эссе, а также широкий спектр интегрированных мультимедийных материалов – видеофильмов, музыкальных композиций, аудио- и видеороликов, флеш-анимаций и многое другое.
Цифровые учебные материалы предлагают оптимальные персонально-ориентированные возможности обучения. Международные эксперты отмечают, что в отличие от бумажных учебников, применение цифровых технологий в учебном процессе позволяет ученикам углубленно изучить выбранную тему, либо обратиться к предыдущему материалу для повторения. Это становится возможным благодаря современной поисковой системе и функции интегрированного содержания учебной среды. Другими словами, обучение с помощью электронных учебников наиболее эффективно тогда, когда оно отвечает индивидуальным потребностям и учебным целям учащихся.
По-прежнему одними из основных инструментов, обеспечивающих в Казахстане функционирование системы онлайн-образования, остаются различные мобильные приложения, мессенджеры и сервисы видеоконференций.
Популярный мессенджер WhatsApp преподаватели используют для ведения классных чатов, рассылки и сбора домашних заданий, а также СОРов и СОЧей, проведения виртуальных родительских собраний и много чего еще. WhatsApp стал настоящим символом дистанционки в Казахстане. Главные преимущества приложения: бесплатная аудио- и видеосвязь, простой и понятный интерфейс, доступность (установлен практически на всех гаджетах в нашей стране).
Для проведения видеоуроков, видеоконференций, онлайн-встреч отечественные педагоги выбрали видеосервис Zoom. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию продолжительностью до 40 минут. Некоторые классы используют платные тарифные планы c неограниченной продолжительностью конференций и с количеством участников до 100 человек.
Основные преимущества Zoom: видео- и аудио связь с каждым участником конференции; в платформу встроена интерактивная доска (можно легко и быстро переключаться с трансляции видеоконференции на доску и демонстрировать слайды); есть чат (удобно делиться сообщениями и файлами); а еще можно вести запись уроков как в память компьютера, так и в «облако».
Более продвинутые преподаватели используют продукт компании Microsoft — корпоративную платформу Teams. В ее состав входят чат, онлайн-встречи, различные приложения. Также продукт предоставляет возможность обмена и совместной работы с файлами. Платформа Teams, по замыслу разработчиков, может заменить такие сервисы как Zoom, Google Docs, Trello и другие подобные инструменты. Базовой версией Microsoft Teams можно пользоваться совершенно бесплатно.
Главные преимущества Teams: разделение работы и задач по командам; возможность добавлять неограниченное количество пользователей; облачное хранилище для файлов; более 250 интегрированных приложений для выполнения практически любых учебных задач.
Основная цель стратегии дистанционного обучения – предоставить учащимся разнообразные возможности и реализовать современные педагогические технологии. И все это для повышения эффективности образования. Поэтому выбор приложения – дело исключительно добровольное. Разработчики предлагают на рынке продукты на любой вкус, уровень подготовки и кошелек.
В качестве главной образовательной силы в период дистанционного обучения Министерство образования и науки Казахстана рекомендовало использовать онлайн-платформы. Еще в апреле министр образования Асхат Аймагамбетов сообщил о готовности Казнета к новому учебному году.
«У нас несколько платформ, через которые мы проводим дистанционное обучение. Во-первых, это kundelik.kz. Большинство учителей, детей и родителей знают эту систему. Вторая платформа – bilimland.kz. Третья – daryn.online и другие системы. Но в основном будем использовать данные платформы», – сказал Аймагамбетов.
В ведомстве еще раз подчеркнули, что на сегодняшний день каждое учебное заведение республики вправе самостоятельно выбирать любую учебную платформу, отвечающую запросам педагогов и учеников. Ниже приведены основные рекомендованные казахстанским школьникам порталы.