Найти в Дзене
Interjournalist Maxim Novikovski

Режиссер Роман Качанов о ДМБ, Даун Хаусе, сусликах и кино. "Продолжение фильма ДМБ не будет!"

Оглавление

Продолжаем интервью с культовым режиссёром Романом Качановым, автором легендарных кинокартин и открывшим огромное количество великих российских актёров. Фильмы режиссера Романа Качанова вошли в 100 лучших фильмов всех времен на русском языке и в 100 главных российских кинофильмов, признаны культовыми и лучшими фильмами своих лет.

Как ты относишься к продолжению своей картины ДМБ? Получил ты что-то с этого продолжения? Материальные какие-то блага?

Ничего, кроме позора я не получил. Позора, потому что многие считают, что это говно-продолжение сделал я.

А на самом деле?

На самом деле кто попало. Собрались кто попало, Ваня Охлобыстин там что-то пытался написать, за что был мной морально осужден.

Не хочешь подать в суд на это дело?

На всех?

Подать в суд на всех.

Нет, не хочу.

Почему?

Жалко мне их. Тем более всех. Повтори пожалуйста вопрос.

Что ты получил с этих продолжений? Больше косяков с гомном?

Да, повторю, основной для меня облом в том, что считают будто бы продолжение ДМБ снял я. Если считать небольшим плюсом, что да, у твоих фильмов возникает бесконечное количество сиквелов, приквелов, что их с твоим названием и другими разными названиями переделывают и переснимают, всячески тиражируют старшие и младшие товарищи, типа коллеги. Вот такое утешение…

До ДМБ ты снял фильм "Урод", который номинировался на первую премию "Кинотавра", был в официальной программе Берлинского фестиваля. В каком году это произошло? Зазнался ли ты после этого?

Это было за семь лет до ДМБ. В 1994 году. Не зазнался. Да, это все действительно произошло и тоже имело небольшую предысторию, которая тоже имеет отношение к, я надеюсь, сквозной мысли нашего интервью про самоосознание. Дело в том, что перед фильмом «Урод», у меня был фильм «Не спрашивай меня ни о чем». Это было в 1991 году. А до того учился я, как мы уже определили, на сценариста и был, собственно, готов работать литератором, ничего меня не останавливало, даже были какие-то определенные успехи, как у литератора. И я решаю, вот прям решаю, прям трах-тарарах ни с того, ни с сего, я решаю стать… кинорежиссером! Я на съемочную площадку-то выхожу впервые в жизни, на фильме «Не спрашивай меня ни о чем», вообще ни разу до этого не был на съемочной площадке и сразу в качестве режиссера-постановщика. Вот так должно было торкнуть…

То есть, ты рискнул?

Нет, я не рискнул. Я даже не думал о риске. Просто вот как должен внутри электрический ток пройти, чтобы появилось ощущение миссии. Против всякой логики и здравого смысла появилось…

Ты прям почувствовал себя режиссером? Не схватил звезду?

Какую звезду? Это ж как на плоту в шторм и акулы. Ты же пойми, я выхожу на площадку, полнометражный большой фильм, а я ни фига не умею. У меня вообще сценарное образование, на Высшие режиссерские я ходил как вольный слушатель. И вот я такой. Посмотрите на меня. А все старше меня в разы… Но никакой дедовщины не было. Это правда. Но все равно я был самый молодой и самый неопытный, по каждому вопросу я подходил советоваться. По поводу каждого фильтра, штатива, объектива. С оператором, осветителем, ко всем подходил. Это был фильм «Не спрашивай меня ни о чем», его вообще никто толком не видел. Потом сразу вдогонку я снял фильм «Урод». Фильм «Урод» в 1994 там-сям показали, посмотрели. Я не пытаю никаких иллюзий, это было время, когда был повышенный интерес к России.

То есть на этой волне фильма «Урод» ты и поднялся?

Да я особо никуда и не поднялся. Ну показали его в конкурсе на Кинотавре и в Берлине. Показали и показали. Это сейчас бы может кто-то по этому поводу особо загонялся. Тогда ни я, ни мои товарищи этому особого внимания не уделили. Фильм еще на каких-то фестивалях был, я просто не помню.

Рекомендуешь к просмотру его?

Знаешь, к сожалению, очень плохая копия в сети, а оригинал лежит в Телерадиофонде.

Ты же, как режиссер, имеешь право как-то это использовать?

Я не знаю. Это было объединение «Экран», это был конец Советского Союза. Советского Союза уже не было. Но ошметки СССР еще какие-то оставались. И вот было это Гостелерадио, это было объединение «Экран» и фильм принадлежал ему. И эта бобина лежит в Телерадиофонде.

Да забери её и всё.

Это разбираться надо, а не охота. Думаю не так просто ее забрать. Если вообще она выжила.

Что был за скандал с фильмом «Даун Хаус»? Критики после съемки этой картины на тебя набросились, как с цепи сорвались.

А откуда тебе известно, что на меня набросились критики?

Все СМИ орали-кричали, что это ужасный фильм, ужасная картина. Что это ты снял после ДМБ, что за подход к киноискусству?

Да в общем-то и ДМБ считали гомном. А тут полная просто срань. Кстати в этом смысле критики были последовательны. Если ДМБ считали, ну, просто говнецом, то тут уж «снял так снял», уж «нагомнял так нагомнял». Почему это так считали? Потому что всё друзья-товарищи, журналисты, пишущие про кино - это 7-10 человек, максимум 15, скорее всего 10, но они типа вот, бля, определяют, как надо снимать кино…

Ты их все имена знаешь?

Теоретически. Я с ними учился в тех самых ВГИКах, Высших режиссерских. Хотя саму ругань-то я не читал. Пересказывали

Давай озвучим их имена?

Да я не помню… Я правда не помню.

Но если помнил бы, то не сказал?

Ты понимаешь, херня была в другом. В вопросе из-за чего они так дружно, в едином порыве, накинулись на «Даун Хаус»? Надо сказать, что я случайно обозначил в Даун Хаусе наступление нового российского кино, это не совсем скромно так говорить, но это так, и первый и второй фильмы, я имею ввиду и «Дембель», и «Даун Хаус», они были первыми российскими фильмами. Я не беру тут пласт советских фильмов, тогда не показывали американское кино, они были вне конкуренции, их все смотрели на Новый год по 40 раз. А это были практически первые российские фильмы. Наверное, еще там были, но я как раз не кинокритик, я могу что-то пропустить. А эти получились какие-то особенно яркие. Это были первые российские фильмы и они просто в силу того, что были первыми и у них был заряд какой-то провокационности, какого-то таланта, они напугали. Если с ДМБ люди снимали фамилии с титров, то с «Даун Хауса» артисты убегали с премьеры или боялись приехать на премьеру. Был суд на ТВЦ… Ну, на третьей кнопке телевидения…

Фильмы напугали критиков? Или вообще всех?

Вероятно, они напугали многих моих старших коллег, потому что наступило новое время и многие поняли, что они в это новое время не вошли. И страх выразился вот в такой форме. А критики просто озвучили в силу профессиональной необходимости. Что только не творилось. На ТВЦ меня старшие кинематографисты вызвали на суд над «Даун Хаусом», а я думал это будет просто ТВ-шоу…

Может быть это зависть?

Зависть, как элемент. В большей степени страх. Страх того, что возникло новое кино, а они не имеют к нему никакого отношения. Я прихожу на ТВЦ, а там суд. Там идет суд над режиссером, над фильмом «Даун Хаус», над попранием того-сего, Достоевского… Я думал, ну вот, телевизионное шоу, приду, хихоньки-хахоньки, посмеемся, кофеек попьем. Прихожу. Начинают меня судить какие-то дядьки с бородами, режиссеры. Типа старшие товарищи так оригинально поддерживают начинающего режиссера.

Случайно не Гордон был ведущий?

Нет, он тогда еще не родился. Был режиссер Геннадий Полока, еще там какие-то режиссеры и даже один настоящий прокурор. И бля, как давай меня судить. На полном серьезе. Я пришел со своей тогдашней женой, героиней картины, Настасьей Филипповной. Она все-таки типа нежная девушка. А тут как давай – и меня, и ее, и фильм «критиковать»...

-2

Например, что говорили?

«Зачем ты жену свою взял на роль Настасьи Филипповны? Настасья Филипповна, это бля! А ты бля… Зачем Бондарчука на Мышкина? Он мажор… А Мышкин бля это наше все (Кстати, у Феди тогда тяжелейший период в жизни был. Он самый Мышкин и был из известных мне на тот момент) А эти судьи прямо «бля, бля, на хер твое кино». Ну, то есть, вот прям матом ругали без запикивания, крыли что есть сил, и там, и на шоу, и в газетах.

Ты отбивался?

Вообще не отбивался. Ну, на шоу на хер я послал естественно старцев, в прямом эфире. Да, тогда еще были прямые эфиры.

И что ты сказал?

Я сказал «Да пошли вы на хер, старцы!»

-3

И ты ушел с прямого эфира? А Настасью Филипповну забрал?

Забрал, она еще 15 минут помаялась, я ей сказал «иди-иди отсюда». Еще немножко из-за кадра на этих советских режиссеров поматерился, рассказал интеллигентно, что о них думаю. Я же до начала съёмок шоу не думал, что на полном серьезе будет суд. Еще была демонстрация учителей литературы, вернее не демонстрация, а как назвали бы сейчас, пикет.

Пикет учителей против «Даун Хауса»?

Да. У здания Министерства культуры стояли какие-то тетки с плакатами.

То есть ты сделал, по сути дела, культурную революцию в киноискусстве страны?

Почти. И понимаешь, какая штука… Был пикет этих учителей, а мне как бы надо было улыбаться, телевизионный суд послал, критикой подтерся. Но понимаешь, меня плющили так, что если бы это был Пастернак и это был «Доктор Живаго», то Пастернака просто по голове погладили по сравнению с тем, что делали со мной. То есть по идее, мои товарищи были готовы, чтобы меня нахуй расстреляли… «Был бы на тебя Сталин, скотина! Или хотя бы какой-то завалящий Берия.»

Но доходило ли до рукоприкладства настоящего?

Нет, до рукоприкладства не доходило. Да и более того, в силу неизбежности, я относился ко всему этому с иронией. Говорил же, что статьи эти не читал. А материалы выходили огромными газетными подвалами, с фотками.

В «Аргументах и фактах» наверное и в «Коммерсанте»

Да везде. На самом деле, это можно всё проверить. Мне бы даже было интересно самому, если кто-то из наших читателей это нашел бы. Сейчас бы я как раз их на досуге даже прочитал. Следует признать, что среди коллег и журналистов были одинокие голоса какого-то здравого смысла, но не очень частые. Получается, что мои друзья, с которыми я учился в институтах и всяких прочих заведениях, старшие товарищи, вот все они с небольшой поправкой на дождь и на ветер, если бы времена были сталинские, они бы меня просто отправили бы на Лубянку и в 24 часа к стенке…

Какая прекрасная зависть!

И какие вообще прекрасные люди нас окружают!

-4

Расскажи, как зародилась фраза «Сказочный долбоеб»? Ты прописал ее в сценарии или это была совершенная импровизация?

Это было написано в моем сценарии.

Прям так и было написано, «Сказочный долбоеб»?

Конечно. Это же Иозас Будрайтис говорит, он не так хорошо знает русский язык, чтобы импровизировать.

Кстати, каково тебе было работать с великими артистами, с тем же упомянутым Иозасом Будрайтисом и с Барбарой Брыльской?

Мало того, что мне понравилось, но так еще и они говорят, а это намного ценнее, что им со мной понравилось работать и что они бы с удовольствием поработали со мной еще. Говорят мне - снимай еще. Да, время кружит вокруг того личного момента, что надо еще кое-что успеть, кое-что кое-как поработать…

Ты наснимал херову тучу культовых фильмов. Не припомню вот так навскидку ни одного такого режиссера. Скажи, сколько бы сейчас стоил культовый фильм?

Понимаешь… снять культовый фильм… Вопрос немного некорректно поставлен, «за сколько бы ты мог снять культовый фильм?». Во-первых, я не снимаю культовые фильмы. Я снимаю свои фильмы. Некоторые из них, в основном все, потом объявляют культовыми. Ну Ок. Некий абстрактный культовый фильм я бы может и за 0 копеек снял, а может и за миллион миллиардов. На этот вопрос и конкретный ответ, вот конкретно ДМБ, который уже не я объявил культовым фильмом и даже не ты, а уже время и народ. ДМБ был снят за 120 000 долларов. Принципиально, цена не изменилась, ну возможно есть некая арифметическая поправка.

Окей, у меня есть 10 миллионов рублей. Ты снимешь мне фильм завтра?

Да гомно вопрос.

-5

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Интервью, часть 1 - тут

МАКСИМ НОВИКОВСКИЙ / РОМАН КАЧАНОВ

-6

МОЙ ВК ТУТ

МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ

МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ

МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ

НА МОЙ ЖЖ ТУТ

МОЙ ОК ТУТ

Всем спасибо за просмотр! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет красивее, интереснее, увлекательнее и мистичнее.

#романкачанов #режиссер #кино #дмб #суслик #даунхаус #максимновиковский #сценарий #интервью #прокино #ссср #вгик #новости #история #киноискусство #яндекс #дзен #обсуждение