Найти тему
О прожитом и узнанном

О телесериальном вранье…

В первой части статьи о фильме, в котором намешано уйма бреда и вранья, я обещал посвятить отдельный разговор тому самому вранью. С бредом, думаю, частично разобрались в прошлый раз. Хотя, если покопаться во всех сериях, то ещё можно накопать немало.

Итак, что же я считаю откровенным враньём или притянутыми за уши выдумками, преувеличениями и тому подобными авторскими трюками.

В весенней рецензии на первые серии фильма «Охота на певицу» я вскользь упомянул о занудливом комментаторском закадровом тексте, озвученном голосом актёра Леонида Каневского, который к месту, а чаще не к месту бубнит на протяжении всего 16-тисерийного фильма. Ближе к финалу фильма Каневский комментирует чуть ли не каждый экранный эпизод. Нам рассказывают не только о каких-то фактах, которые не показали на экране, но и то, о чём думает тот или герой, что он собирается сделать или сделал, куда пошёл…

Хорошо ещё не объясняют, зачем тот сел за накрытый обеденный стол или пошёл, пардон, в туалет. Складывается впечатление, что сами актёры сплошь неумехи и своей игрой не смогут донести до зрителей смысл своих действий, поступков. Или попросту сценарного текста героям не хватает.

Но, этот грех фильма можно как-то пережить. Хотя голос, интонации Каневского ни в какое сравнение не идут с талантом Ефима Копеляна, которого режиссёры не раз использовали для закадровой озвучки. Недаром коллеги в шутку называли его не Захаровичем, а Закадровичем.

Вот что мне было в закадровых текстах, как гвоздиком по стеклу, так это то враньё, которое озвучивал этот голос.

Началось с первой серии.

Мы от Каневского узнаём, что главный герой, милицейский подполковник, воспользовался служебным положением, отправив мать на милицейской машине, поскольку, оказывается, подмосковные электрички всегда были полныжители Подмосковья ехали в столицу за продуктами. И ведь мой ровесник, озвучивая подобное, прекрасно знает, что полны электрички были утром и вечером (и то, не как в теперешние времена), да ещё в выходные, когда люди ехали на дачи и возвращались обратно. А в будни днём и в электричках, как и в метро, с наземным транспортом в придачу, пассажиров было не так много – люди днём работали. Не как ныне. Хорошо, хоть анекдот про зелёную и пахнущую колбасой не присовокупил. Может быть, он не ездил в ту пору на этих самых электричках? Я ж поездил. И именно в те годы, о которых рассказывает фильм.

А ещё помню времена, когда жители Подмосковья мешками возили на продажу на московские рынки огурцы со своих огородов. А к ним в придачу редиску, лук, ещё какую-нибудь зелень. В деревне, откуда родом моя мать, полдеревни торговало огородным урожаем.

Что касается нехватки продуктов в провинции, так это, точно, возили из столицы и колбасу, и другие продукты. Помню, когда отдыхал летом у бабушки в деревне, то привезённая в выходные родителями колбаса была чуть ли не деликатесом для деревенской родни. Один аромат чего стоил. Солёные огурцы, капуста и даже грибы, бочки и кадушки с которыми стояли в погребе возле дома, и картошка с огорода надоедали. Молока и яиц, а ещё раньше, когда был жив дед, то и мяса своего хватало. При нём держали корову, пару свиней, до меня, говорят, и овец. Кур – десятка два, гусей с полдюжины. С гусаком я воевал, когда был маленьким. После смерти деда вместо коровы была пара коз. Но это всё не то. Вот московская колбаса – это что-то. Местная колбаса из соседнего Воскресенска (того, где когда-то славился хоккейный «Химик») была в деревенском магазине редко и худшего качества. Как, к слову, и мороженое, которое я покупал в селе за два километра от деревни.

В других местах Союза с продуктами было, может быть, совсем плохо. Но в фильме-то речь о подмосковном Подольске.

Другой эпизод. Вечеринка в квартире, которую в «генеральском»(!), элитном доме снимает подруга серийного убийцы. Дым столбом. И Каневский рассказывает зрителям, что в ту пору на съёмных квартирах и дачах у молодёжи той поры «до утра лился портвейн».

Я как раз из поколения той молодёжи. И портвешком мы баловались. Иногда. И не только им. И не на дачах и съёмных квартирах. Впервые кубинский ром «Бакарди» я пил в конце 60-х в квартире соседа, моего ровесника, этажом ниже.

А ещё я прекрасно помню, что в то же самое время по вечерам я, как и сотни тысяч других моих ровесников-москвичей, учился. В Станкине. И один из моих одногруппников, самый талантливый из нас, учась на вечернем, самостоятельно освоил гитару и получил к окончанию института 1 разряд по самбо, начав с нуля.

Кстати, у него в квартире однажды, правда, днём, мы распивали коньяк, купленный нами на Горького (где в сериале разворачиваются события), рядом с которой он жил.

По вечерам в вечерних школах (как в «Большой перемене» - фильме начала 70-х), техникумах, ВУЗах по всей стране учились миллионы молодых людей. Плюс к ним заочники. А кто-то по вечерам занимался спортом, самодеятельностью и ещё уймой полезных дел и увлечений…

Так что, не надо ля-ля про молодёжь той поры. Она была разной. И у большинства той молодёжи биографии схожи с нашими, а не с теми, у кого на съёмных квартирах и дачах до утра лился портвейн.

А то ведь нынешние молодые люди, которым регулярные выпивки, ночные клубы и наркота – о которой мы знали лишь из газетно-телевизионной рубрики «их нравы» - не представляются экзотикой, решат, что и до них всё это было нормой.

Но вот как смогла снять в поднаём комнату в элитном доме неведомо откуда приехавшая девица с младшим больным братом, чтобы устраивать там загулы – загадка. Тогда ж жители того дома не были собственниками квартир, а лишь нанимателями жилья. Без домоуправления официально жильё не сдашь. И дом-то элитный, а не абы какой.

Дальше за кадром голос вещает: Брежнев слабел. Усиливалось противостояние между Щёлоковым и Андроповым.

Слабел. И ещё как. Но время действия – 1977-78 годы. Брежнев никому не позволил бы тронуть своего друга Щёлокова. Это уж в 82-м…

Но главное не в этом. Кто-нибудь из рядовых граждан хоть как-то ощущал это противостояние? Подавляющее большинство граждан и понятия не имели, где находятся, к примеру, районные отделы КГБ. На слуху были лишь Лубянка и «большой дом» на Литейном.

Ещё из Каневского, точнее, из авторского, он лишь озвучивал: на лекарства нужна была валюта, которая тратилась на поддержку зарубежных компартий и режимов в странах Азии и Африки.

Сказано было это в связи с тем, что по сюжету на лечение тяжелобольного брата той девицы, сожительницы убийцы, нужна была валюта, чтобы вывезти брата, кажется, в Германию. Интересно девки пляшут…

Это в 77-м-то на лечение в Германию? Заодно разъяснили б - в какую? Их тогда две было. Что-то попутали киношники.

Не стану спорить, что поддержка всех, кто ради советской халявы называл себя коммунистом, социалистом, другом СССР – это одна из многих, хоть и вторичных, причин, погубивших Союз. Это была дурь высшего руководства страны, помаленьку в связи с возрастом терявшего связь с реальностью.

Но каково слушать подобное, когда дня не проходит, чтобы на том же ТВ, почти на всех каналах, ни просили зрителей помочь деньгами для покупки больным детям лекарств или проведения им операций за рубежом. Не обязательно и за рубежом, в своей-то стране нынче без денег не больно-то вылечишься.

Что касается той поры, то основная масса необходимых больным лекарств выпускалась отечественной фармацевтической промышленностью. Которую в начале 90-х разрушили чуть ли не до основания. И лишь сейчас пытаются восстановить. А из-за границы везли наиболее редкие лекарства.

Не тогда, а в наше время своей жене, умершей от тяжёлой болезни два года назад, я несколько лет через друзей регулярно заказывал заграничные лекарства. Наша промышленность не выпускает таких.

Но авторам сериала всенепременно надо лягнуть то государство и ту власть.

Далее нам показывают кусок документалки с очередями за продуктами, а голос Каневского вещает о сплошном дефиците и блате, из-за которых люди терпят унижения.

Опять лягнули. Молодцы авторы!

Вот бы в ту пору рассказать тем людям, как ещё при их жизни, немалое число людей в нашей, в их стране станут бомжами, будут копаться в контейнерных отходах, ища продукты, дефицита которых в магазинах не будет. Про качество продуктов рассказывать не надо. Всё равно не поверили бы. Поведать им, что даже официально в их стране, скукожившейся в размерах, каждые 13 человек из 100 станут нищими, опустившись за черту бедности, ограниченную прожиточным минимумом. Что при этом, то, что было построено их руками, руками их отцов и дедов отойдёт кучке ловкачей либо закордонным дельцам, и что в нашей стране, где врачи, учителя глубинки получали столько же, как и столичные их коллеги, объявятся не миллионеры даже, а долларовые миллиардеры. А тот доллар будет цениться без малого как отечественная сотня.

И добавить, что если пенсионеры их поры материально помогали своим повзрослевшим детям, то нынче основная задача у стареющих людей – дотянуть до пенсии. На которую прожить бы самому. А детям больше ипотечная кабала светит, а не родительская помощь.

Вот тогда они бы по-настоящему поняли, что это такое – унижение.

Только не подумайте, что я хоть как-то оправдываю дефицит продуктов, и тряпок. Самому было тошно, когда не мог купить то, что хотелось.

Но о нынешнем унижении, естественно, никто на ТВ особо распространяться не станет, тем более в фильмах. Денег на такие фильмы не найдут. Зато можно про прежние времена сколь угодно говорить.

А как вам это, прозвучавшее за кадром в одной из серий: основной контингент советских психушек – больные, косящие от армии, диссиденты.

Про диссидентов ничего не могу сказать, цифрами сидевших в психушках не владею. Но, вспоминая небезызвестную Новодворскую, сильно сомневаюсь в незаконности и необоснованности её содержания в подобном заведении.

Что же касается уймы косящих от армии в психушках, то в это не верю. Совсем. Заиметь клеймо на всю жизнь всего лишь из-за армейской службы – действительно надо быть психом. Но, может быть, авторам эта тема более знакома, не знаю.

Сегодня же порой сильно жалею, что нельзя некоторых отправить в психушку – явные её пациенты свободно разгуливают по улицам.

Отдельная тема – милицейский капитан, вместе с главным героем разыскивающий убийцу. Мне этот герой понравился. Кирилл Назаров справился с его ролью блестяще.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Но то, что накрутили вокруг него авторы сериала, требует разбора.

Всё тот же Каневский сообщает, что 80% личного состава милиции той поры – лимита. Если это касается Москвы, то не стану спорить. Возможно. Помню, перед дембелем и в нашей части побывали милицейские вербовщики. Сержант родом с Западной Украины пошёл служить в столичную милицию. Для остальной страны эти цифры враньё, там служили местные «анискины».

И вот нам показывают, как этот уже далеко не мальчишка с погонами капитана милиции живёт с женой-метростроевкой в семейном общежитии. Я же неоднократно слышал о том, что именно при Щёлокове были повышены денежное содержание, улучшены бытовые условия работников милиции и оснащения её подразделений.

Одни концерты в День милиции чего стоили! По-моему, вся страна прилипала к телевизорам. Все звёзды той поры – не чета нынешним «звездулькам» - стремились попасть в число выступающих. Та же Пугачёва, на которую, оказывается, охотились, обязательно участвовала в этих концертах.

Выходит, наврали знающие люди? А я больше верю им. Поскольку могу вспомнить, как в 64-м наша семья переехала из центрального Бауманского района столицы в Люблино, в пятиэтажку на берегу Люблинского пруда, построенную АЗЛК. Мать преподавала в заводском техникуме. В том же доме получили квартиры семьи капитана и майора милиции. Такова была практика тех лет – часть построенного жилья предприятия отдавали городу. Про семью капитана не знаю ничего, а с младшей дочерью майора мы катались на лодке на том пруду.

Итак, в 64-м в жизни милиционеры получают отдельные квартиры, в фильме в 77-м милиционеры ютятся в общагах. Логично. Для авторов киностряпни.

И уж ни в какие ворота не лезет эпизод со стрельбой милицейского капитана в магазине, где он, будучи трезвым, бесплатно взял две бутылки водки. Я понимаю его душевное состояние – не сберёг раненую убийцей женщину, которую тот дорезал в больнице. Но стрельба в столице в те годы…

Никакой подполковник, даже если он зять замминистра, не спас бы. Это вам не нынешние времена. Резиновые «демократизаторы», наручники, пистолеты на заднице и автоматы у пуза – этого в ту пору не было, Боже упаси. По молодости я всё пытался разглядеть, что у милиционеров в кобуре. Как правило, она была пустой. А тут такое учудил.

Кто-то, может быть, и поверит в то, что в 77-м можно было только в одном - при этом «генеральском», то есть элитном - доме на Горького, рядом с Кремлём и Моссоветом за неделю зарезать аж пять(!) человек, среди которых отставной генерал со связями и милицейский офицер, и это не стало бы ЧП в городе.

Я не верю в подобное. Всё МВД и Петровка на ушах стояли бы. Хорошо помню, что в начале 60-х, когда в столице появился пресловутый «мосгаз», об этом знала вся Москва, на ноги были поставлены не только милиция, но и КГБ. Тут же тишь, гладь… Лишь у Щёлокова совещаются, не суетясь.

Но хватит о сериальных бреде и вранье, пора переходить к авторам этого бреда и этого вранья.

Но это в следующей, заключительной части.

Она будет покороче. Но, повторяю, не получается вместить в махонькую статейку всё то, что наворотили в 16-тисерийном («Война и мир» отдыхает) «творении».

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.