Найти тему
Майр Бек

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЙНЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Из Азербайджана через Грузию и Турцию построены нефтепровод "Баку-Тбилиси-Джейхан", газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум и иные энерготранзитные трубопроводы меньшего масштаба, направленные на экспорт в Европу. Вместо Грузии больше естественных территориальных преимуществ для транзита энергоресурсов имелось у Армении, однако, неурегулированный и периодически дымящийся вопрос Нагорного Карабаха стал тому препятствием - трубы прошли через Грузию. По данным маршрутам осуществляются поставки нефтегазовых ресурсов из Азербайджана, Казахстана, Туркменистана в Европу. 

Планируемый Транскаспийский газопровод, идущий из Туркменистана по дну Каспийского моря до Азербайджана, должен расширить объемы поставок газа в Европу и стать частью так называемого 

Южного газотранспортного корридора, который консолидирует экспортные мощности стран Каспийского моря в Европу, включая возможное присоединение Ирана и даже Ирака. Южный газотранспортный корридор состоит из нескольких подпроектов, проходящих по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Проект не завершен, тормозится в силу различных причин, одна из которых - большая дороговизна - 45 млрд долларов. Он рассматривается в качестве конкурента России на европейском рынке. 

1. Евросоюз поддерживает и готов финансировать данный проект в силу заинтересованности в конкурентных поставках и снижении цен. 

2. Американцы видят в его реализации снижение зависимости Европы от России, а также снижение транспортной зависимости Азербайджана и Казахстана от трубопроводов, проходящих через Россию

3. Турция, являясь страной, по территории которой проходят все действующие и планируемые трубы в Европу в южном направлении, разумеется, тоже заинтересована как экономически, так и политически.

Южный газотранспортный корридор по гамбургскому счету не представляет большой опасности для российского Газпрома. Его проектная мощность запланирована на 10 млрд м ³ - это лишь 2% от потребностей европейского рынка. До 2045 года по нему планируется поставлять газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Возможность многократного расширения корридора существует, однако нет определенности. На сегодняшний день транспортировака российского газа имеет достаточно мощностей: через Украину(65 млрд м³), Северный поток(55 млрд м³), строящийся Северный поток 2(55 млрд м³), Беларусь(32 млрд м³), Турецкий поток(31,5 млрд м³). Более того, согласно последнему европейскому законодательству, собственник новой трубы не имеет права загружать пропускные мощности более, чем на 50%, и Газпром может присоединиться и пустить свой газ по конкурирующему с собой Южному газотранспортному корридору. Да, конкуренцию южное направление Газпрому составляет, но она далеко не катастрофична. 

Казахстан и Азербайджан, пропускающие свою нефть и газ через транспортные системы, проходящие через Россию, частично переориентировали транзит на уже работающие "Баку-Тбилиси-Джейхан" и "Баку-Тбилиси-Эрзурум". Потери России исчисляются несколькими сотнями миллионов долларов в год - не самые критические потери. Причем это не только потери России, но и самого Казахстана, который владеет 19% Каспийского трубопроводного консорциума, а также множества международных корпораций - долевых собственников. Диверсификация поставок через Южный Кавказ не вызвала у России острых реакций, на что, собственно и нет оснований. Казахстан - союзник, Азербайджан дружественная страна. Никаких попыток организовать переворот или дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в этих государствах со стороны России замечено не было. 

К чему это всё? А к тому, что с точки зрения энергетических перспектив Россия не должна быть заинтересована в войне между Арменией и Азербайджаном. Да, можно допустить, что есть соблазн побороться за лишний доллар, спровоцировав конфликт на Южном Кавказе и поставив под угрозу транзит энергоресурсов по южному корридору. Но у такого подхода и обратная сторона. Война между Арменией и Азербайджаном обязывает Россию поддержать Армению, состоящую с ней в ОДКБ, как и Казахстан. С другой стороны Турция, где совсем недавно параллельно южному маршруту был открыт Турецкий поток с российским газом, обещает всяческую поддержку Азербайджану. Косвенно и даже прямо в конфликт втягивается Россия, союзники по ОДКБ и Турция с партнёрами по НАТО. В таком случае под угрозой оказываются практически все участники нефтегазотранспортной конкуренции на Южном Кавказе. Убытки понесут все: Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия, Грузия, Турция. С точки зрения энергетической стратегии и целесообразности конфликт убыточен для всех стран региона, ибо все они взаимосвязаны между собой как экономически, инфраструктурно, так и военно-политически. Война на Южном Кавказе обрушит энерготранзитные планы всех заинтересованных стран региона как карточный домик. Игра не стоит свеч. Говорить о политических последствиях и вовсе не приходится. 

Думаю, что вспыхнувшая напряжённость вокруг Карабаха - очередной раунд "личных счётов" Армении и Азербайджана. Это одна из тех проблем, что затихает, то возгарается, но никогда не затухает. Карабах будет постоянным источником проблем в Закавказье, если не разрешить ситуацию раз и навсегда. Как это сделать - вопрос к политикам. 

Если всё же весь сыр-бор разгорелся из-за энерготранспортных узлов - то все участники возможного конфликта достойны одного титула - ИДИОТЫ. Энергетическая безопасность Запада и Востока во много зависит от авторитарных режимов России, Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. Вместо того, что бы находить компромиссы, координировать свои действия, образовать межгосударственный газовый аналог ОПЕК и использовать его возможности в отношениях с могучей Европой и Китаем, пойти на конфронтацию - это действительно идиотизм. Однако, как было сказано прежде, не думаю, что искры Карабаха - порождение газовых войн.