Есть режиссеры, которые могут добиваться славы почти сразу. Много пишут о канадском режиссере Ксавье Долане. Ему лишь недавно исполнился 31 год, а его уже трижды выдвигали на премию Оскар от Канады. Лента «Мамочка» для многих зрителей стала культовой.
Ксавье Долан уже в восемь лет писал письма кинозвездам. Ему никто не ответил. И вот в написанном им сценарии он дает шанс подростку, завязывая его отношения со взрослым другом. Переписка действительно изменит их судьбы.
Герои живут в двух разных мирах, но их объединяет борьба, которую они ведут на разных фронтах. Актер становится заложником своей популярности, балансируя на грани того образа, каким его хочет видеть мир, и той личности, которой он в действительности является.
Мальчик проходит сложный этап взросления и учится на опыте тех взрослых, которых видит перед собой, – в частности, единственного друга, которого он обрел по переписке. Это фильм о том, как важно оставаться собой, что бы с тобой ни происходило, каким бы агрессивным ни казался окружающий мир.
Судьба самого Ксавье Долана изменилась тогда, когда в восемь лет, его мать, будучи не в силах справиться с гиперактивностью своего ребенка, отправила его в сельскую школу-интернат в Квебеке. Уже тогда Долан стал понимать, что отличается от других детей, поэтому отношения с одноклассниками не ладились.
Когда Ксавье вырос и начал снимать кино, героями его сюжетов стали изгои и аутсайдеры, которые сталкиваются с нетерпимостью и непониманием большого мира. По его словам, их образы были основаны на его собственном детском опыте и одиночестве.
В 19 лет Долан продюсирует свой первый фильм «Я убил свою маму». Лента о многочисленных конфликтах между сыном и матерью, тема найдет потом продолжение в фильме «Мамочка». Обе картины о том, как близкие люди могут быть парадоксально далеки друг от друга.
Во многих его фильмах появляются волевые, но уязвимые персонажи женского пола, которые пытаются найти общий язык с эмоционально-нестабильными сыновьями. Режиссер утверждает: «Меня воспитывали женщины. Передо мной никогда не было фигуры отца. Конечно, эти сильные женщины были вдохновлены моей матерью, но в них есть и часть меня».
В «Мамочке» Долан создает радикальную социальную драму с примесью эксцентрической комедии. Яркая и взбалмошная вдова Диана забирает из интерната сына-подростка и полна решимости начать новую жизнь. Со Стивом они бы жили душа в душу, но вспышки гнева импульсивного сына то и дело подрывают шаткое равновесие в семье. В итоге все заканчивается трагически: мать снова отказывается от своего сына.
Обозначив признаки болезни героя фильма как диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), Долан сразу же подключился к научной дискуссии: является ли она душевным расстройством или просто следствием плохого воспитания? Режиссер предвосхитил принятый в Канаде в 2015 году закон, позволяющий родителям беспрепятственно сдавать проблемных детей в психбольницы.
Владимир Жерехов