В Департаменте транспорта Москвы готовят новый сервис, при помощи которого сдавать свой автомобиль в аренду сможет любой желающий.
В чем суть?
Будет разработано специальное приложение, которое позволит собственникам авто самостоятельно выбирать арендаторов по возрасту, опыту вождения и других параметров, а также определять адреса, на которых аренда может быть завершена.
Власти подчеркивают взаимную выгоду такой программы как для водителей, так и для города в целом: «Вы сможете сдать свой автомобиль в сервис краткосрочной аренды, когда им не пользуетесь. По статистике, более 90% времени личный автомобиль проводит без движения. Ваша машина сможет заработать вам деньги, а городу — помочь разгрузить дороги. Приложение будет собственностью правительства Москвы, и мы будем внимательно смотреть профили пользователей — на наличие опыта вождения и стажа управления транспортным средством», — сообщил о планах Ликсутов.
Будет ли спрос на «Народный каршеринг»?
Ни для кого не секрет, что одним из решающих факторов здесь является цена. Логично предположить, что сервис будет пользоваться спросом, если "Городской каршеринг" "Делимобиль", "BelkaCar" и иже с ними проиграют в цене аренды.
«На рынке уже есть несколько сильных игроков с огромными бюджетами, которые они вкладывают в увеличение автопарка и рекламу, — рассуждает один из представителей каршеринговой компании. — Если московские власти, как это обсуждается, отменят возможность бесплатной парковки для каршеринга, то стоимость услуги поднимется примерно в два раза — до 15 руб.-16 руб. за минуту аренеды. И если стоимость минуты у «Народного каршеринга» будет ниже, то, конечно, им будут пользоваться.
Также важную роль, по словам источника, должны сыграть доступность автомобилей и удобство их парковки после завершения поездки. «Если взять «Яндекс.Драйв», «Делимобиль» — это около 18 тыс. и 10-11 тыс. автомобилей в Москве соответственно, плюс добавляем менее крупных игроков, это еще несколько тысяч машин и их можно найти в каждом дворе, — приводит данные источник. — Заходить на такой насыщенный рынок нужно с парком не менее 1 тыс. автомобилей. Если машин будет мало, то люди просто не будут открывать приложение».
С точки зрения пользователей остается вопрос брендирования личного автомобиля в символику «Народного каршеринга» и компенсации за бензин.
Как быть с ОСАГО?
Для автомобилей, которые планируется сдать в каршеринг, необходимо будет оформлять полис ОСАГО для неограниченного круга лиц. Согласно указанию Центробанка, для физических лиц этот коэффициент составляет 1,94, уточнили в Российском союзе автостраховщиков (РСА) в беседе с корреспондентом Autonews.ru. Там также объяснили, что стоимость полиса будет зависеть и от типа автомобиля.
Кто ответит за ДТП?
Если автомобиль каршеринга попадет в аварию по вине водителя и ущерб превысит лимит по ОСАГО, отвечать перед потерпевшими придется не только пользователю сервиса, но и непосредственному владельцу.
«ОСАГО имеет лимит — 400 тыс. рублей по «железу» и 500 тыс. рублей за причинение вреда жизни и здоровью человека, — напомнил Уфимцев. — При превышении лимита при причинении вреда пользователем каршеринга третьим лицам ответственность будет нести непосредственный владелец автомобиля. Ведь в соответствии Гражданским кодексом, пострадавшая сторона имеет право предъявить претензии как водителю, так и непосредственному владельцу транспортного средства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а владельцы зачастую забывают, что по закону несут ответственность за все, что с ним происходит. Некоторые думают, что если за рулем находился кто-то другой, то предъявить претензии можно только водителю. Но это не так».
Уточняется, что собственник автомобиля сможет взыскать ущерб с арендатора путем отдельного судебного разбирательства, однако сначала придется возместить ущерб пострадавшей стороне. «И если человек сдал свой автомобиль в каршеринг, а водитель за рулем протаранил 10 дорогих автомобилей ценой по 1 млн рублей, то полис ОСАГО покроет только по 400 тыс. руб. ущерба по каждому автомобилю. А разницу придется покрывать из собственных средств», - говорит Уфимцев.
А что, если ДТП произойдет из-за технической неисправности самого автомобиля? Кто будет нести ответственность в таком случае? Вопрос остается открытым.
Что по штрафам, парковкам и ТО?
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин обратил внимание на то, что ответственность за нарушения ПДД будет нести собственник автомобиля, за исключением случаев, когда он сможет доказать в ГИБДД, что передавал машину в пользование другому человеку. «Возможно, клиентам придется вносить депозит как раз для покрытия штрафов, — предположил эксперт. — Кроме того, есть предложения о конфискации автомобилей у пьяных водителей вне зависимости от того, кто собственники машины, что в дальнейшем может стать большой проблемой».
Напомним, что впервые о появлении в Москве нового типа краткосрочной аренды автомобилей заговорили в августе 2018 года, когда мэр Сергей Собянин анонсировал появление «Народного каршеринга». Тогда градоначальник подчеркнул, что в мире пока нет таких сервисов, однако отметил, что подобные эксперименты ведутся.
Вскоре после этого Максим Ликстутов заявил, что специалисты уже начали разработку необходимого программного обеспечения и москвичи смогут сдавать свои автомобили в аренду уже с 2019 года.
Дополнительные льготы для участников программы "Народный автомобиль" будут разработаны позднее. Будет разумным проработать этот вопрос, чтобы стимулировать граждан к участию в этой неоднозначной программе.
А вы бы сдали свой автомобиль в "Народный каршеринг"? Что думаете про эту программу?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми узнавать самые интересные новости из мира автомобилей.Ставьте "палец вверх", если вам понравилась статья!
Другие публикации канала:
Топ-5 автомобилей с высоким клиренсом Выбор первого автомобиля: Hyundai Creta Lada Vesta. Какую комплектацию выбрать?