Гуляя по московским улицам, можно не заметить, как окажешься в Париже. Для этого нужно набрести на редкие для России, европейского вида здания — жилые дома с галереями.
У таких домов нет подъездов или парадных, и квартирные двери жильцов выходят сразу на галерею — она может быть открытой или закрытой. Лестничные клетки тоже расположены внутри галерей. Эти дома массово строились в послевоенной южной Европе. Такая конструкция здания помогала удешевить постройку и оставить больше места на жилые помещения – но «балкон» был один на весь этаж.
В нашей полосе такие постройки популярны для южных городов и мягкой погоды: их много в Ростове-на-Дону, Одессе или Львове. Такие дома есть в Праге или Париже. В Москве тоже строили дома с крытыми галереями, или «галдарейками», как их называли москвичи в старину – например, такими домами было застроено Зарядье. В конце XIX веке эти дома массово разобрали и перестроили.
Но на несколько домов с галереями можно полюбоваться и в современной Москве. Самый известный из них — дом Сиротинина (Покровка, 4). Со стороны улицы это здание выглядит как классический доходный дом XIX века, но во двор выходят те самые галереи – в 60-х годах XX века их сделали открытыми. На втором и третьем этаже дома до сих пор живут люди – и наверняка гордятся своим необычным домом.
Ещё один дом с галереей находится на Хитровке — по адресу Подколокольный переулок, 11. Это знаменитый дом Ярошенко — раньше здесь была ночлежка для нищих. Это здание известно как прототип ночлежки из пьесы Максима Горького «На дне» и центр в прошлом самого криминального района Москвы – но не все знают, что со двора здания можно увидеть открытую галерею.
Изысканную галерею можно увидеть в доме под номером №32/1 по улице Пречистенке – бывшем здании мужской гимназии Поливанова. Две полукруглые пристройки этого дома раньше были конюшнями, а потом их перестроили в жилые помещения. На 1-м этаже одной из пристроек расположена открытая галерея с полукруглыми арками, а на 2-м — закрытая, с рядом причудливых окон. Этот дом до сих пор жилой — а его двор даже получил неофициальное звание «самого московского».