Минэкономразвития считает, что российская экономика выплатила цену коронавируса, а в ближайшие годы ее ждет вялый докризисный рост
2020 год станет годом чистых потерь российской экономики, но принципиальных сдвигов не принесет: восстановление пойдет по докризисной траектории вялого роста, следует из трехлетнего макропрогноза Минэкономразвития. Неожиданностей можно ждать только извне.
- Из полного текста бюджетного прогноза Минэкономразвития на 2021–2023 годы, полученного«Коммерсантом», следует, что министерство считает экономическую цену пандемии выплаченной, за исключением немногих важных отраслей.
- Два сценария прогноза — базовый и консервативный — качественно сходны и различаются только размахом второй волны коронавируса за рубежом, от которого зависит спрос на российские товары и динамика ВВП страны.
- В базовом цена нефти растет с $41,8 за баррель в 2020 году до $47,5 за баррель в 2023 году, в консервативном — до $45. Рост ВВП в 2021 году в сценариях соответственно 3,3% и 2,5%, разница в 0,4–0,5 п.п. между ними сохраняется до 2023 года.
- Относительно проигравшими станут добывающие отрасли, которые вернутся на докризисные уровни не ранее 2024 года (эффект соглашения ОПЕК+ и сравнительно высоких нефтяных цен) и металлургия (эффект снижения внешнего спроса). Доля добычи по выпуску в ВВП сократится с 11,3% в 2019 году до 9,3% в 2023 году, вырастут строительство, медицина и наука.
- Относительно выиграют наемные работники — в течение прогнозных трех лет доля оплаты труда в ВВП останется выше докризисных 45,7% за счет снижения доли прибылей компаний, которая почти не восстановится. Парадокс связан с тем, что Минэк оптимистично смотрит на рынок труда. Прогноз исходит из того, что порядка миллиона (из более 70 млн занятых), потерявших или вынужденных искать работу в 2020 году, ее вернут.
- Доля налогов в ВВП практически не изменится (11,1% после 10,9% в 2020 году). Это значит, что Минэкономразвития рассчитывает на компенсацию сниженных налогов в МСП, IT и инновационном секторе через сырьевые налоги и рост собираемости.
В целом же сценарий на ближайшие три года предлагает считать 2020 год годом чистых потерь, которые ничего не меняют. Других потрясений от коронавируса не ожидается, помимо возможного мирового финансового кризиса. Прогнозировать этот кризис «в цифрах» невозможно, что не мешает ему быть главным фактором неопределенности не только для России, отмечает «Коммерсант».