Прекрасный фильм великого режиссёра. Картину "Утомленные солнцем 2. Цитадель" нужно смотреть современным режиссёрам как хрестоматию по съемкам фильмов. Режиссерская, операторская и актёрская работы на высшем уровне.
Я, честно, такого не ожидала. Иначе бы посмотрела продолжение фильма про комдива Котова ещё бы в момент выхода на широкий экран. Но нужно было посмотреть такие фильмы, как "Сталинград" и "Т-34", чтобы оценить "Утомленных солнцем-2". Хотя лучше не сравнивать с оскароносной картиной "Утопленные солнцем". Фильмы по жанру совсем разные. Первая часть солнечная, а уже вторая - в поисках ушедшего счастья.
Просмотр этого фильма для меня был не целенаправленным, а случайным. Щёлкнув пультом на "Дом кино" в 11 вечера, я не подозревала, что залипну надолго.
Фильм забирает внимание с первой минуты. С эффектного пролёта камеры за комаром, с зарождения маленькой жизни до укрупнения до батальных сцен.
Фильм снят, я бы сказала, кусками, последовательными обрывками, крупными мазками. Ему, конечно, далеко до реалистичных повествований шедевров о войне советской эпохи. Но сразу становится понятно, что такой задачи не стояло. Стояла задача рассказать притчу о войне, о сломанных и искорёженных судьбах, о несправедливости и жестокости, о справедливости и восстановлении правды.
Сюжет закручен вокруг героя Никиты Михалкова. Он олицетворяет центр рухнувшего мира, и в тоже время - он лицо войны. И от лица войны герой вовлекает в атаку своего главного, как он думает, врага - полковника НКВД. Герой Меньшикова в конце первого фильма в статусе друга семьи арестовывает комдива Котова и бросает в тюрьму. Во втором фильме становится понятно, что этот полковник пытался забрать себе семью Котова, его счастливый и уютный домашний мирок. Сломил жену, добился молчаливого согласия родственников. Но герой же Меньшикова, как выясняется, подменил в бумагах страшную статью, грозившую расстрелом, приехал в штрафбат с бумагами о реабилитации, пытается вернуть семейный очаг.
Картина сплетена из таких вот клубков. Из залихватской удали Котова и его принятии себя как песчинки, которую несёт ураган истории.
Кстати, у картины, на мой взгляд, не заслуженная оценка на Кинопоиске
Теперь о том, что не порадовало в фильме. С первых минут раздражал карикатурный пьяница генерал. Эту роль можно было бы доверить другому актёру, который бы сыграл её убедительно и страшно. Бессмысленных атак и приказов, отданных в пьяном угаре, на войне наверняка хватало.
А ещё не убедила меня в роли жены Котова Виктория Толстоганова. Роль явно написана под Ингеборге Дапкунайте. А Толстоганова ни она, точно ни она. Импульсивность женщины с подорванными нервами Виктории не к лицу.
И вернусь к жанру фильма. Историческая притча - это наиболее удобная форма подачи материала. И я не даром сравниваю в начале "Утомлённых солнцем-2" со "Сталинградом" и "Т-34". Всё это фильмы о войне, где за основу взят формат притчи. Только вот Михалков без видимых компьютерных спецэффектов утирает нос более молодым режиссёрам. Он настолько тонко работает с кадром и актёрами, что всему происходящему на экране веришь. Кто-то это принимает, кто-то отвергает и яростно критикует. Но критикуют то как раз за прорывающуюся реальность, за то, что проникаются и верят, и отвергают.
Посмотрев часть Цитадель, я решила, что обязательно её пересмотрю. И, конечно, буду смотреть Предстояние.