Тверской путепровод (Брестский виадук)
Проезд:м. "Белорусская"
Красивый пятиарочный мост,построенный в 1904-1908 гг.по проекту гражданского инженера И.И.Струкова,даже не имеет статус памятника архитектуры и истории.В реестре он значится как ценный градоформирующий объект. Автомобильный и пешеходный путепровод в Москве у Белорусского вокзала.
Памятник архитектуры московского модерна начала XX века.Первоначально въездные пилоны были с металлическими светильниками.Центральная часть моста с башнями для часовых (с утраченными металлическими завершениями).
Несмотря на стратегически важное значение дороги, асфальт на этом направлении появился только в 1930 году, и то его положили лишь на центральном русле. Укладка первого асфальта недалеко от Белорусского вокзала.
Тверской путепровод (Брестский виадук), соединяющий площадь Тверской заставы и Ленинградский проспект, построен в 1904-1908 гг. архитектором Иваном Струковым, и составляет единый ансамбль со зданием Белорусского (Брестского) вокзала, перестроенного по проекту того же архитектора в 1904-1912 гг.
Путепровод был задуман не только как чисто утилитарное техническое сооружение, заменившее собой шлагбаумный переезд через пути, но и как парадный въезд в центр со стороны Петербургского шоссе, которое всегда было главной трассой, ведущей в город.
Архитектор Струков, следивший за передовым европейским опытом и вдохновленный подобными постройками известных архитекторов Отто Вагнера для Венской железной дороги и О. Ритта для Берлинской, придал своему мосту-путепроводу не только парадный, но и романтический образ, украсив его изящными декоративными башенками, газовыми фонарями и коваными ограждениями оригинального рисунка. Мост не выглядит тяжеловесным — его низу, облицованному тёмным красноватым гранитом, противопоставлен лёгкий, ажурный, светлый верх с коваными ограждениями и деталями, оштукатуренный с добавлением мраморного песка.
Путепровод — прекрасный памятник романтического модерна — сразу же стал своеобразной визитной карточкой города, одной из главных ее достопримечательностей.
За прошедшие 100 с лишним лет мост почти не изменил своего облика — были утрачены лишь газовые фонари со стороны, обращенной к площади Тверской заставы и некоторые элементы кованой ограды моста, также в 1949 г. под мостом был пробит туннель для автомобильного транспорта.
По своим архитектурно-художественным качествам, а также техническим характеристикам (он был построен по передовым технологиям своего времени, с применением железобетона) Тверской путепровод является уникальным в своем роде сооружением, аналогов которого в Москве не существует. Тем удивительнее, что путепровод не имеет статуса объекта культурного наследия и не стоит под государственной охраной. Москомнаследие (предшественник Департамента культурного наследия г. Москва) рассматривало вопрос о статусе путепровода в 2008 году, и хотя Экспертный совет признал и ценность моста, и хорошую сохранность его первоначального облика, высокое художественное исполнение декоративных элементов, а также его историческое и мемориальное значение, тем не менее, путепроводу был присвоен только лишь статус ценного объекта историко-градостроительной среды, что никак не защищает его от реконструкции и даже сноса.
В последние годы Тверской путепровод сильно обветшал. Особенно пострадал металлический декор. В марте 2010 года представители общественности заметили, что работники Гормоста снимают подлинные кованые ограждения моста, заменяя их на грубо выполненные упрощенные копии. Учитывая статус путепровода как ценного градоформирующего объекта, в облике которого художественные изделия из металла играют важнейшую роль, Москомнаследие оперативно отреагировало на сигнал градозащитников и вынесло в адрес Гормоста предписание об остановке работ, которые производились без согласования с органами охраны памятников. В результате металлические ограждения путепровода были возвращены на место, однако два последних ещё сохранявшихся ажурных завершения пилонов-маяков всё-таки были полностью демонтированы. Сегодня металлические ограждения Тверского путепровода по-прежнему находятся в плохом состоянии. Как и весь путепровод, они нуждаются реставрации.
Весной 2011 года власти Москвы заявили, что торгово-развлекательного комплекса под площадью Тверской заставы не будет, а вместо него построят трехуровневый паркинг. Однако судьба Тверского путепровода по прежнему неизвестна — продолжат ли новые власти намеченную реконструкцию «Большой Ленинградки», предусматривающую снос путепровода, или всё-таки откажутся от этой затеи и проект, связанный с расширением Ленинградского проспекта и строительством новой транспортной развязки, будет пересмотрен целиком, а не только в части, касающейся торгового комплекса.
А до этого времени Тверской путепровод будет и дальше пребывать в списке исторических объектов, которые мы в любой момент можем потерять безвозвратно.