Эпоха Просвещения - это период в европейской истории с конца XVII и до конца XVIII века.
От «Славной революции» в Англии до Французской революции. Одна революция вызвала появление этой новой идеологии, вторая прошла под ее знаменем. Это период, когда с одной стороны некоторые государи, как Людовик XIV, исповедовали идеи абсолютной монархии («Государство - это я»), другие как Фридрих Прусский проводили у себя в государстве разумные реформы, опираясь на советы философов и тоже исповедовали идеи абсолютизма, только просвещённого. Напудренные парики, мужчины в кружевах, балы, Версаль, барокко, мушки, фаворитизм, блохи в причёсках, фривольные нравы и антисанитария. И за всем этим - идеи, которые и сейчас определят наш мир. По крайней мере мир западной цивилизации, к которой мы тоже, конечно, принадлежим. Ещё раз повторю - базовые идеи нашего современного мира сформулировали именно тогда, в век, который нам кажется далеким и во многом нелепым.
Это Людовик XIV, тот самый, который «Государство – это он».
Что же главным было в эпоху Просвещения? Вера в Разум. Именно так, с большой буквы. Научные открытия XVII века открыли людям разумное объяснение многих природных явлений, их взаимосвязь. Возникло ощущение, что в природе все так гармонично и совершенно, потому, что она настолько разумно устроена. Возникла мысль - а можно ли также разумно построить и человеческое общество, ведь человек тоже часть природы? Можно. Но этому мешает невежество и предрассудки - невежество людей, невежество правителей, все беды от отсутствия знаний – голод и войны, нищета и несправедливость.
А если правителей просветить, объяснить им как все можно разумно устроить, как управлять своими подданными, то эти правители проведут разумные реформы. А люди, сами обладая знаниями, понимая целесообразность государственных мероприятий и собственное благо будут им подчиняться добровольно. И наступит в государствах гармония и будут они процветать. Поэтому мыслители XVIII века изучали законы природы и историю народов, подвергали критике государство, религию и общество, издавали Энциклопедии, общались с королями, боролись с предрассудками - в общем, просвещали как могли. Человек – разумен, а невежество – это главное зло на пути к счастью, с которым нужно бороться.
Прекрасная мысль. Прекрасная иллюзия. Люди этим жили и верили в свою разумность вплоть до начала XX века. Потом Фрейд и его последователи открыли огромный пласт бессознательного, которое иногда затмевает наш разум. А потом, как сказал еще один мыслитель: «Вера в то, что человек разумен сгорела в печах Освенцима». Но несмотря на все это, несмотря на все глупости, что творили люди, философы Просвещения сформулировали много идей, которые определяют нашу политическую и социальную жизнь до сих пор. Потому, что эти идеи на редкость разумны. А то, что разумно – живет вечно и не устаревает. Причём нам эти идеи кажутся чем-то само самим разумеющимся, естественными как воздух, но тогда в XVII - XVIIIвеках это была настоящая идейная революция. Вот сейчас подробнее об этих идеях.
1. «Теория общественного договора» - это теория происхождения государства, которую сформулировал впервые английский философ Томас Гоббс. Согласно этой теории государство произошло не оттого, что бог наделил некого предка нынешнего правителя властью и освятил ее своей божественной волей, а потому, что когда то давно люди договорились между собой, что одни возьмут на себя бремя власти и будут управлять, а другие будут подчиняться этой власти. И если власть, которая «от Бога» не справедлива, то надо все равно терпеть, ибо выступить против неё - это выступить против Бога. По теории же общественного договора - если власть плохо справляется, то против неё не просто можно, а нужно выступить. Именно этим, английские колонии в Северной Америки обосновали в свой выход из под власти Англии и создание своего государства. Они по пунктам перечислили в «Декларации независимости» чем именно английская власть перед ними провинилась. Сейчас нам совершенно очевидным кажется, что мы имеем полное право выступать против злоупотреблений власти.
«Декларация независимости», в которой черным по белому написано о том, что люди имеют полное право выйти из под несправедливой власти.
2. «Теория разделения властей». Ее автором является французский мыслитель Ш.Монтескье. Теория известна нам со школьной скамьи - дабы не было злоупотреблений со стороны власти она должна делиться на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви уравновешивают, контролируют и сдерживают друг-друга, предупреждая произвол и деспотичные мероприятия. Разумно? Более чем! Но написано это было в те годы, когда в руках одного человека, монарха концентрировалась вся полнота власти! И этот человек считал себя вершить и закон, и суд. Это сейчас разделение властей является нормой каждого государства, которое считает себя демократическим. В Конституции нашей страны этот принцип тоже записан.
3. Права человека. Свобода и неприкосновенность. Равенство. Все люди обладают равными правами от рождения. Это было написано в те годы, когда люди делились на сословия, каждое из которых имело четкие права и обязанности. Даже в смерти не было равенства - дворянам отрубали головы мечом, а простой люд болтался в петле. Понятно, что все было не так легко и просто - за подлинное равенство люди будут бороться ещё не один век, и те же самые США признавая «что все люди рождаются свободными и равными в правах» как то не распространяли это право на своих рабов. И на женщин тоже. Но начало великому процессу было положено.
Конечно, уже в XVIII веке идеализм просветителей постоянно наталкивался на суровую реальность.
Философ Вольтер некоторое время жил при дворе прусского короля Фридриха. Вот как их изображают о время захватывающей беседы во дворце Сан-Суси.
Под воздействием идей Просвещения и лично Вольтера Фридрих Великий провел ряд реформ: отменил цензуру, провозгласил веротерпимость, начал процесс секуляризации, ввел протекционизм для отечественной промышленности, свободу предпринимательства, были отменены пытки, устанавливалась независимость судей от администрации. Он почти искоренил в стране взяточничество и казнокрадство. Но при этом в стране был культ армии и военных, Пруссия почти постоянно воевала (Война за австрийское наследство длилась 8 лет и еще Семилетняя война), на военные нужды тратилось до 80% бюджета страны, но «Философа на троне» это не смущало, как и то, что в войнах за непонятные политические преимущества гибли его граждане. Да, Пруссия расширила свои границы, но вряд ли это надо было простым солдатам.
Кстати, подобные реформы начал проводить и большой поклонник Фридриха – русский царь Петр III, но, к нашему несчастью, был свергнут своей честолюбивой супругой. После воцарения Екатерина поступила очень умно – она постаралась выставить покойного мужа полным идиотом и бездарностью, но при этом ни одно из его начинаний не отменила, а часть даже продолжила. Она, конечно, тоже была сторонницей идей Просвещения, переписывалась с Вольтером, в Петербурге какое то время жил Дени Дидро, но российская действительность была сурова – крепостное право Екатерина никак не затронула. Хотя вот с другой стороны Пугачева, страшного человека во всех отношениях и своего врага, приговоренного к мучительному четвертованию казнили милосердно по личному приказу Екатерины – сперва ему отрубили голову, а потом только все остальное. Так написано в «Истории Пугачева» А.С.Пушкина, а ему как историку можно доверять.
И, наконец, Французская революция, которая вся была проникнута прекрасными идеями Разума и Просвещения. Как патетично воскликнул Мирабо, один из лидеров на ее начальном этапе: «Эта революция пройдет без злодеяний и слез», но получилось как раз наоборот. Якобинцы, пришедшие к власти, на заключительном этапе революции, официально провозгласили Культ Разума, но сопровождался он уничтожением христианских святынь и казнью священников, не говоря уже о том, что именно в эти годы в республике проходил массовый террор.
На гравюре – чествование богини Разума (изображала известная актриса) в Соборе Парижской Богоматери
И тем не менее, именно тогда, в XVIII веке, признав за всеми людьми равные права (пусть и на бумаге), призвав правителей помнить истинную природу своей власти мы начали свое движение к миру, в котором мы живем сегодня. И тут хочется вспомнить Вольтера. Конечно, его фраза про «мир, лучший из всех миров» («Кандид») была сатирой, но вот в этих новых мирах простому человеку постепенно становилось жить намного лучше чем раньше.