Русское Полоцкое княжество как известно имеет свою княжескую линию - от варягов. В период правления киевского князя Владимира Полоцкое княжество было присоединено к Киевской Руси и дочь полоцкого князя Рогволда - Рогнеда была вынуждена "розути робичича" (сына рабыни) Владимира. То есть была насильно выдана замуж.
Это было для нее унижением и после неудачно попытки заколоть мужа на супружеском ложе она была сослана назад в Полоцк с сыном от Владимира - Изяславом.
Так, полоцкие князья породнились с Рюриковичами.
Несмотря на постепенное дробление Полоцкого княжества на мелкие уделы оно росло в сторону Восточной Прибалтики. В конце 12 века без разрешения полоцких князей практически в большей части Прибалтике - в землях ливов, латгалов и земгалов ничего не происходило.
Население Восточной Прибалтики относилось к полоцким князьям спокойно, так как они не лезли в их внутриобщинные дела, обеспечивая их защиту в обмен на небольшую дань.
Главным для полоцких князей был торговый путь по Западной Двине, который они контролировали и получали от него основной доход. Поэтому полоцкие князья нуждались в спокойном населении в пределах берегов и несмотря на активную христианизацию по всей остальной территории Руси были веротерпимы к местным язычникам, не пытаясь обратить их в христианство.
Зато полоцкие князья не препятствовали и католическим миссионерам проповедовать на берегах Даугавы (Западная Двина). Это и стало их стратегической ошибкой.
Первым миссионером на Даугаве был миролюбивый августинец Мейнард фон Зегеберг. Разрешение на миссионерскую деятельность ему в 1184 году дал лично полоцкий князь Владимир.
Местное население встретило его не дружелюбно. Но он своим кротким поведением смог открыть для христианской церкви сердца местных и многих обратил в католичество.
Но за мирными миссионерами пришли уже рыцари-крестоносцы. В 1201 году Альберт Буксгевден с отрядом крестоносцев основал в низовьях Даугавы - Ригу. На этот раз без разрешения полоцкого князя. В 1202 году был основан Орден меченосцев. Началась экспансия Запада в Прибалтику.
Только тут полоцкий князь Владимир наконец осознал свою ошибку. И в 1203 году осуществил первый поход в низовья Даугавы. Особого результата он не принес. Немцы укрепились основательно. Так, как они умеют.
Сама личность полоцкого князя Владимира полулегендарна. Сведения о нем отсутствуют в русских летописях. Но зато есть в Ливонских хрониках. Связано это видно с тем, что его политическая недальновидность сильно обидила даже тогдашних официозных русских летописцев. Из-за его политической близорукости русские княжества постепенно потеряли влияние в Прибалтике, а что еще более существенно - доходы от морских выходов в Балтийское море.
Крестоносцы начали постепенное продвижение и путем строительства бургов (замков) освоили практически всю бывшую под русскими территорию Восточной Прибалтики.
Местное население, ранее бывшее свободным попало в кабалу к колонизаторам. Все взрослое население - и мужчины и женщины были вынуждены работать на крестоносцев не только в поле, но и на строительстве замков.
Местное население при поддержке литовцев и русских регулярно восставало. Но выступления успеха не имели. И немцы окончательно закрепились в этих местах.