Найти тему
Бархатное подполье

Пелевин всех обманул?

Виктор Пелевин "Непобедимое солнце"

Изд-во "Аст", 2020

Конечно же, главная интрига заключалась в том, как отреагирует ведущий отечественный писатель в новом романе на пресловутый COVID-2019. Ведь поле-то для конспирологии и метафизики непомерное и благодатное! Однако Пелевин вновь всех обманул (подозреваю, что просто роман к моменту всего этого весеннего затворничества был уже практически готов и вносить какие-то радикальные изменения... ну, не царское это дело). Посему...

Как раскрывает тему вируса и пандемии Пелевин в новом романе? Ответ чисто буддийский: никак.

Зато других "актуальностей" - настоящих, не попсовых, в романе предостаточно. Но... их ещё предстоит откопать. Мы будто читаем два романа. Нет, не только по сюжету, разумеется, но и по языку и самому подходу к повествованию. Как-то на этот раз слишком видны "нитки", из которых все сшито.

Есть подозрение , что роман по мотивам древнеримских реалий был написал Виктором Олеговичем очень давно, ещё до "Чапаева и Пустоты", и просто лежал до поры до времени в столе.  Чтобы актуализировать, была срочно, к сезону, придумана "продвинутая блондинка", которой 30 лет.  Оттого в романе четко прослеживаются  две совершенно разнородные ткани. Читать одну из составляющих - всю это древнеримскую "Одессею" про императора Каракаллу  - местами весьма скучно, как подробности расположения редутов в "Войне и мире". Зато, потирая ручки, с упоением вкушаешь те фрагменты, в которых самым непосредственным образом читается отклик на российскую и общемировую современность. Вот тут действительно начинается полный восторг! Это та самая блистательная и глубокая эссеистика, которая, увы, почти полностью утрачена современной российской журналистикой. А зря! Виктор Пелевин каждым новым романом доказывает, насколько она востребована и актуальна. И с ней в наших палестинах ныне дефицит.

Поэтому в целом впечатление от "Непобедимого солнца" неоднозначное, но, конечно, убедительное. Виктор Олегович - крупнейший автор российской современности. Хотя, грешным делом, местами хочется новый 700-страничный роман (как минимум для себя) сократить.