Найти тему
Антиквариат и хобби

Воры и антиквариат.

Б.Челлини "Нептун и аллегория Земли"
Б.Челлини "Нептун и аллегория Земли"

Антиквариат всегда являлся прибыльным бизнесом. Но есть одно но, там где крутятся большие деньги , там и процветает преступность. Воров не останавливает ни значимость культурного наследия, ни ценность произведения искуства, они не являются ценителями прекрасного- их интересует только одно деньги, а кражу- искуством обогащения и способом заработка , обогащения..

Так что вор остается вором и никаким благородством тут и не пахнет. Страдают от воров и произведения искусства , а то и исчезают навсегда. Известные детективы работающие в сфере арт- преступлений , совершенно правы, что они "никакие не романтики, а сукины дети"- эти слова принадлежат одному из известнейших артдетективов Чарльзу Хилл.

Музейные кражи антиквариата известны очень давно, Но самый расцвет краж пришелся на xx век, этому способствовал рост спроса на антиквариат и растущие цены. Например в 1950 году цены на картины импресионистов достигали всего 10 000 долларов, то со временем эти работы подогревпясь спросом и ажиотажем и спустя десять лет доходили до 200 тыс долларов и в 70 х годах перешли миллионный рубеж, сейчас никого не удивишь и цифрой в 450 млн долларов. Именно в такую сумму оценили картину кисти Леонардо да Винчи на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию).

Картина Леонардо да Винчи "Спаситель Мира"
Картина Леонардо да Винчи "Спаситель Мира"

Торговля антиквариатом приобрела большой размах, только в прошлом году через аукционные дома прошло свыше 700 тыс предметов произведений искусства и антиквариата, а еще в работе сотни тысяч магазинов работающих с клиентурой и наконец большую роль в вопросе купли и сбыта является интернет. При попадании антиквариата в музей или ее фонды, то пути на рынок ей закрыта. В большинстве музеев мира существует запрет на их продажу или обмен музейными фондами. И при таком парадоксе ,что спрос растет, а предложение падает- вступает криминальная сфера по антикварному обороту.

По мнению экспертов оборот черного рынка достигает около 5 миллиардов долларов,что по своей прибыльности уступает лишь торговле наркотиков, оружия и отмыванию денег.

Откуда же все таки поступает антиквариат? Их несколько источников. Первый. Их воруют из музейных запасников и сколько их было украдено не сможет подсчитать никто. Вторым источником является откровенный грабеж музеев во время госпереворотов и войн. Совсем недавно были разграбленны Ирак и Сирия где орудовал Игил( запрещенная в России организация),делалась так- США зачищали территорию ковровыми бомбадировками, а Игил зачищал и грабил территорию передавая награбленное американцам, взамен получая финансирование, та же самая картина была в Югославии в 1999 году, где американцы грабили сербские церкви и монастыритолько в Хорватии было ограбленно было 250 церквей , а из музеев вывезено около 200 000 экспонатов , то же самое творилось и на Украине после 2014 года, по неточным данным в США вывезено антиквариата на 4 млд долларов, а что не смогли вывезти просто было уничтожено. И лишь потом только третьим и смехотворно малым источником являются случайные находки среди кладоискателей, но это уже редкое явление. 99% всех всех находок которые всплывают на рынке- это с официальных раскопок археологов, найденные им находки просто напросто воруют, и нередко руку к этому прилагают сами участники этих официальных раскопок.

А вот кражи антиквариата "высшей" категории который широко известны тоже происходят и на высшем уровне. И хотя они и стоят сотни миллионов долларов , сбыть их нереально тяжело. И чаще всего их воруют на заказ и через посредников передают заказчикам. Или разворачивают хитроумную комбинацию сделки с самим музеем или коллекционером у которого эту вещь и украли. И опять через посредников, которые тоже участвуют в сделке- выкупе виртуозно лавируя между ними как шпион- дипломат. Удачные сделки остаются в тайне.

Одна из таких ярких историй исключений случилось во Франкфурте-жа-Майне с выставки " Гете и искуство" были похищенны две картины Вильяма Тернера" Тень и"Тьма", а также картина Каспара Давида Фридриха" Полоса тумана" из музея в Гамбурге.

Уильям Тернер " Тень"
Уильям Тернер " Тень"
Уильям тернер " Тьма"
Уильям тернер " Тьма"

Картины были застрахованы и не на немалую сумму в 36 млн долларов и страховым кампаниям Axa Nordstern Art и lloyd's пришлось выплатить эти деньги. Тем временем Тейт удачно вложили деньги на бирже выручив из 36 млн уже 47 млн долларов. Права собственности же перешли к страховщикам, но картины так и не были найдены. Преступники выжидали когда улягутся страсти. Видя отчаяние страховщиков музейщики предложили им выкупить права обратно за 12 млн. Сделка проходила в полной тайне. Нашелся и посредник- юрист Эдгар Либрукс. Он дал согласие , при условии что немецкая прокуратура признает его действия легальными. Ему выдали справку, что он сможет вести переговоры если он будет оплачиваться только Тейт и не получит деньги от воров при сделке В итоге картины были возвращены, и британцы честно с ним расплатились, а вот немцы его надули , и тогда возмущенный Либрукс рассказал об этом журналистам.

Итог таков что Тейт получила картины в целости и сохранности да еще и " заработала" 36 млн долларов. На эту прибыль музей купил еще несколько шедевров и отремонтировал здание.

Это только один из примеров как зарабатываются деньги при помощи мутных и непрозрачных сделок. И об.этом можно писать целые книги.

Другие эпизоды не менее яркие и интересные я опишу в других статьях.Особенно интересно будет про совесткий антиквариат- история которого отличается от истории западных стран, тем не менее и у нас есть воры которые специализировались на антиквариате и вывозили их в Европу за доллары.

На этом все. Подписывайтесь и читайте.