Найти тему
Gyzis

Рокуэлл Кент. Путешествие длиною в жизнь.

Вне сомнений Рокуэлл Кент был художником необыкновенно талантливым, многогранным и плодовитым, прожившим насыщенную и изобилующую красками жизнь. Художник, иллюстратор, график, дизайнер керамики и текстильной продукции, а также плодовитый писатель и общественный деятель. Он любил свободу, восхищался дикой природой и в то же время высоко ценил демократические ценности и законы своей страны, участвуя в судебных тяжбах на стороне общественных интересов. Он трижды был женат и имел шестерых детей. Рокуэлла Кента характеризовали как человека высоких моральных качеств, но не религиозного, гуманиста и филантропа. Он был романтиком своего времени.

Бесконечным источником вдохновения для художника служили его длительные путешествия. Кента привлекали малонаселенные регионы с первобытной природой и суровыми климатическими условиями. В основном он осуществлял поездки по островам : Монеган, Ньюфаундленд, Ирландия, Лисий остров и др. Возможно, именно отдаленная от мирской суеты местность, позволяла художнику раскрыться в полной мере, дать свободу воображению, и открыть для себя чудесный мир мистических пейзажей и волшебства природы.

Рокуэлл Кент начал формальное обучение искусству в раннем возрасте, однако по наставлению родителей поступает на отделение архитектуры Колумбийского университета. И все же, прежде чем получить степень бакалавра, уезжает из Колумбии, чтобы учиться искусству очно. Он поступает на обучение в Нью-Йоркскую школу искусств, где занимается у таких известных художников как Уильям Чейз и Кеннет Хейс Миллер. Чейз требовал от начинающего художника жесткого следования принципам реалистической живописи, что несомненно повлияло на характер живописи Кента. Так же, значительными в становление Кента как художника стали его занятия под руководством Эбботта Хендерсона Тайера (1849–1921), который был приверженцем американских трансценденталистов, особенно Ральфа Уолдо Эмерсона (1803-1882). Тайер стимулировал интерес Кента к Дальнему Северу, познакомив его с исландскими сагами. Рокуэл Кент был вдохновлен героическими подвигами путешественников и исследователей таких как Руаль Амундсен, Роберт Эдвин Пири и др. Позднее он еще больше обогатил свои знания об Арктике, познакомившись лично с исследователями Кнудом Расмуссеном, Петером Фройхеном и Вилхьялмуром Стефанссоном.

И вот, летом 1905 года, когда ему было 23 года, по совету своего учителя Роберта Генри, он впервые отправился в Монеган, изолированный остров в 10 милях от побережья Мэн в котором была летняя колония искусства и небольшое поселение местных рыбаков. Там Кент занимался живописью, параллельно зарабатывая себе на жизнь ловлей рыбы с местными рыбаками, плотничеством, бурением колодцев и строительством. Это место стало отправной точкой его творческого пути. Именно здесь он создал свои первые значительные работы: "Труженники моря", "Зима" "Полдень на море" "Клюква" и др. В общей сложности 14 полотен были представлены на выставке в Нью-Йорке, в галерее Уильяма Клозена в 1907 г. Мэнские пейзажи были высоко оценены критиками однако продать картины не удалось. Жизнь в Монегане была идеалом для Рокуэла Кента.

Незадолго до Начало Первой мировой войны,с 1914 по 1915 гг., он и его жена, Кэтлин со своими детьми жили на острове Ньюфаундленд. Где, по причине своей симпатии немецкой культуре, а также поездок в Германию в молодости, был негативно принят, а затем изгнан местными жителями, имевшими антинемецкие настроения накануне Первой мировой войны. Некоторые картины Ньюфаундленда очень реалистично отражают разочарование и унижение, которые ему и его жене Кэтлин пришлось пережить: "Дом страха, Ньюфаундленд" (1915 г.), о котором впоследствии Кент напишет :

"Это мы на Ньюфаундленде, и наши скрытые, но преобладающие страдания вырываются наружу".

Многие годы спустя, премьер-министр Ньюфаундленда, ознакомившийся с политическим досье художника и решив исправить ошибки провинциальной коммуны, лично пригласит Рокуэла Кента на неделю фестивалей для публичных извинений.

Затем, в 1918 году, вместе со своим девятилетним сыном Рокуэллом-младшим, он провел восемь месяцев на Фокс-Айленде (Аляска), в 12 милях по побережью от Сьюарда, ближайшего города на материке. На Аляске, Рокуэлл Кент пишет серию картин и набросков, а так же книгу «В диком краю. Дневник мирных приключений на Аляске». В Америке эти работы стали довольно популярны и принесли Кенту известность как художнику и писателю. Сам Кент так описывает это время:

"Это прекрасное время, - и все больше и больше я понимаю, что для меня жизнь в такой изоляции - единственно правильная жизнь."

Однако такая изоляция имеет двойственный характер и Кент описывает это ощущение в следующих строках:

"От холода возникает дискомфорт и даже страдание. Мрак долгих и одиноких зимних ночей ужасен, и все же, вы знаете, что я люблю это страдание и ухаживаю за ним."

Уделяя большую часть времени живописи, он находил время для изучения литературы таких мыслителей как Уильям Блейк и Фридрих Ницше. Погруженный в мир дикой природы: деревьев, моря, солнца и северного сияния, Кент не копировал ее, он сочинял картины, которые в будущем станут иконографией его жизни.

Вернувшись в Нью-Йорк в 1919 году, Рокуэлл Кент в течение двух лет пытается обосноваться. Однако, уже в 1922 году, он отплывает к Исла-Гранде-де-Огненная Земля, надеясь проплыть оттуда вокруг мыса Горн. Заключительный этап его одиссеи привели его в Гренландию, сначала в 1929 году, а затем в 1931 году и 1934–35, где он жил на крошечном острове Иллорсуит.

Путешествуя по этим отдаленным регионам, Кент находился в поиске себя, вдохновившись увиденным, он создает наиболее успешную и обширную серию гренландских пейзажей, послуживших хронологическим и географическим материалом для выставки «Далекие берега: Одиссея Рокуэлла Кента». Шоу было организовано в Музее Нормана Роквелла в Массачусетсе.

В 1925 году Рокуэлл Кент разводится со своей первой женой, что значительно бъет по карману художника. Теперь, чтобы оплачивать расходы бывшей жены и детей, ему приходится заниматься коммерческой иллюстрацией. В 1926 к нему обращается крупная чикагская пресса "R.R.Donnelley & Sons", чтобы заказать серию иллюстраций к классическим произведениям. Кент выбирает "Моби Дик" Германа Мелвилла. Впервые опубликованная в 1851 г., книга с иллюстрациями долгие годы остается недооцененной, несмотря на то что выпущенный тираж был быстро распродан. Художник изучает литературу по китобойному промыслу, отчеты мореплавателей и заметки исследователей, что отражается на качестве первых эскизов, повергнувших в состояние восторга заказчиков, которые позднее отметят их как превзошедшие самые высокие ожидания. В 1929 г. он осуществляет повторное путешествие в Гренландию, которое начинается неудачей - Кент и два его молодых товарища едва не погибают при кораблекрушении, а заканчивается серией поездок, новых знакомств и, конечно же, запечатлением своих чувств в живописи. После проведенного в Гренландии лета, художник приезжает В Данию, где заканчивает работу над "Моби Диком".

Изданное в 1930 году расширенное издание книги было моментально распродано, и в этот же год выходит более дешевое издание, содержащее 270 из 280 оригинальных иллюстраций. Некоторые находят в рисунках к книге следы прошлых приключений Кента, описаных в его автобиографической работе "Курс N by E", а так же время проведенное на острове Монеган.

В начале 1930-х годов Кент познакомился с выдающимся исследователем Арктики, писателем Вилхьялмуром Стефанссоном (1879–1962), впоследствии ставшим его близким другом. В 1940-х Стефанссон просит Кента добавить заметки и иллюстрации в его "Арктическую Энциклопедию" - фундаментальный труд, обобщавший и систематизировавший документы всех экспедиций в Арктику, финансируемый правительством США. Поразительно, однако в 1949 году армия, внезапно, прекратила финансирование этого фундаментального труда. Теперь он существует в машинописном тексте, в нескольких библиотеках, в том числе Университете Калгари, и на микрофильмах.

Как было замечено ранее, Наиболее излюбленным и плодотворным этапом одиссеи Кента была Гренландия. Именно здесь он создает самую объемную серию работ. Пейзажи Гренландии является предметом большей части из 80 картин. Картинам этого периода свойственны невероятные по множественности оттенков цвета, грандиозная работа со светом, погодой и временами года.

Рокуэлл Кент продолжал рисовать до самой смерти. Он не раз перерисовывает свои картины, переживая заново опыт своих долгих путешествий. Художник будто бы вновь возвращается на этот остров магии, где он после долгих поисков, наконец-то обрел счастье.