Приветствую тебя, читатель! Снова понедельник, а значит снова свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — очередной аргентинский проект Курта Танка, элегантнейший итальянский Piaggio P.180, последний штурмовик КБ Ильюшина и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
21 сентября
21 сентября 1953 года — первый полёт многоцелевого самолёта FMA I.Ae. 35 Huanquero (он же DINFIA IA 35). /Аргентина/
В 1951 году в Аргентине было основано Национальное управление авиационного производства и исследований ("Direccion Nacional de Fabricaciones e Investigaciones Aeronauticas", DINFIA). ВВС страны сразу же заказали DINFIA многоцелевой самолёт общего назначения. Команда конструкторов во главе с известным немецким авиаконструктором Куртом Танком начала работы над этим проектом.
I.Ae. 35 представлял собой низкоплан с двухкилевым хвостовым оперением и убираемым шасси. 2 × двигателя I.Ae. 19R El Indio позволяли развить скорость до 362 км/ч. Дальность полёта — 1570 км. Экипаж состоял из 3 человек — двух пилотов и радиооператора.
Всего выпустили около 60 единиц DINFIA IA 35. Самолёт использовался для обучения, в качестве транспортного, санитарного, для аэрофотосъёмки и т.д. Эксплуатировался ВВС Аргентины до 1974 года.
22 сентября
22 сентября 1938 года — первый полёт лёгкого истребителя Curtiss-Wright CW-21. /США/
Концепция лёгкого истребителя в 1930-е годы с подачи французов подразумевала облегчённый планер и маломощный двигатель. Но инженеры Curtiss-Wright во главе с вице-президентом компании Джорджем Пейджем считали иначе. В 1938 году они начала работу над проектом истребителя CW-21, на котором наоборот — планировали поставить двигатель большой мощности.
CW-21 был цельнометаллическим низкопланом с убирающимся шасси. Установили двигатель Wright R-1820-G5 Cyclone мощностью 850 л.с. Максимальная скорость — 505 км/ч, дальность полёта — 1010 км. Вооружили истребитель 2 × 12,7-мм пулемётами M2 Browning и 2 × 7,62-мм пулемётами M1919 Browning.
Несмотря на хорошие лётные характеристики на вооружение ВВС США CW-21 принят не был. 24 самолёта были приобретены ВВС Нидерландов, 3 самолёта отправились в Китай. Всего выпустили 64 единицы Curtiss-Wright CW-21, но большинство из них не было собрано и облётано.
23 сентября
23 сентября 1986 года — первый полёт административного самолёта Piaggio P.180 Avanti. /Италия/
В 1979 году инженеры компании Piaggio Aero начали работы над новым проектом P.180 Avanti. Он позиционировался как комфортный самолёт бизнес-класса с экономичными турбовинтовыми двигателями, не уступающий по характеристикам реактивным самолётам.
P.180 представлял собой среднеплан с передним горизонтальным стабилизатором и Т-образным хвостовым оперением. 2 × турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-66 установлены в толкающей конфигурации. В зависимости от варианта Avanti брал на борт от 7 до 9 пассажиров. Максимальная скорость — 740 км/ч, дальность полёта — до 2800 км.
Самолёт получился с отличными аэродинамическими и лётными характеристиками. Он эксплуатируется частными владельцами, небольшими авиакомпаниями, полицией, ВВС Италии и т.д. Существует даже модификация самолёта в военный беспилотник. Piaggio P.180 Avanti производится до сих пор. На сегодня выпущено более 230 экземпляров.
24 сентября
24 сентября 1949 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта North American T-28 Trojan. /США/
В 1949 году компания North American Aviation предложила ВВС США свой новый проект NА-159 для замены учебно-тренировочного самолёта T-6 Texan, который она же и выпускала. Военное ведомство одобрило контракт на постройку 2 самолётов T-28, которые были закончены к осени того же года.
Т-28 спроектировали как одномоторный низкоплан с убирающимся шасси. В кабине находились кресла инструктора и ученика, установленные тандемом. Двигатель Wright R-1820-86 Cyclone позволял развить скорость до 552 км/ч. Дальность полёта — 1710 км. Был оборудован 6 точками для подвесного вооружения.
Самолёт стоял на вооружении ВВС и ВМС США и ещё почти 30 стран мира. Кроме учебной модификации, существовали и варианты лёгкого контрпартизанского самолёта. Всего было выпущено 1948 единиц North American T-28 Trojan.
25 сентября
25 сентября 1982 года — первый полёт тяжёлого штурмовика Ил-102. /СССР/
Ещё в середине 1950-х годов в КБ Ильюшина спроектировали реактивного наследника знаменитого Ил-2 — штурмовик Ил-40. Проект закрыли, но от идеи разработать такой самолёт в КБ не отказались. В 1970-х годах под руководством Г. В. Новожилова начались работы над Ил-102.
Самолёт представлял собой двухдвигательный низкоплан с убирающимся шасси. Как и его предшественники, у Ил-102 было 2 кабины — для лётчика и для стрелка. Эти кабины, а также двигатель и топливная система, были бронированы. Вооружение — 1 × 30-мм пушка 9А-4071К (под фюзеляжем) и 1 × 23-мм пушка ГШ-23 (в кормовой установке) + до 7200 кг боевой нагрузки на 16 точках подвески. Максимальная скорость — 950 км/ч, боевой радиус — до 300 км.
К началу испытаний Ил-102 в производство уже запустили более совершенный штурмовик Су-25. В 1984 году все работы по проекту прекратили. Попытки возобновить проект успеха не имели. Ил-102 так и остался построенным в единственном экземпляре. Сегодня он стоит в ЛИИ им. Громова на Аллее славы. Кроме этого сохранились 2 фюзеляжа Ил-102 — для статических испытаний и для испытаний на птицестойкость.
26 сентября
26 сентября 1909 года — первый полёт дирижабля в Австро-Венгрии. /Австро-Венгерская империя/
Пионерами австро-венгерского воздухоплавания стали не инженеры или изобретатели и даже не военные. Братья Александр и Анатоль Реннер происходили из семьи бродячих цирковых артистов, которая осела в Граце. На момент этого полёта Анатолю было 19 лет, а Александру — 17.
Дирижабль мягкой конструкции брать построили всего за 17 дней. Назвали его Estaric I. Его длина была 30 метров, а объём оболочки 700 м³. Гондола — каркасная, треугольного сечения, с рулём направления в хвостовой части. В движение дирижабль приводился двигателем Puch-Werke мощностью 24 л.с.
Полёт вызвал ажиотаж публики. Многотысячная толпа приветствовала смельчаков, играл оркестр. После первого последовали ещё 8 демонстрационных полётов, а 16 октября 1909 года Александр и Анатоль показали дирижабль императору Францу Иосифу I в Вене. За воздушными шоу братьев Ренер в Вене и Линце наблюдали в общей сложности до 100 тысяч человек.
27 сентября
27 сентября 1935 года — первый полёт опытного истребителя Loire 250. /Франция/
В 1934 году Министерство авиации Франции объявило конкурс на создание одноместного истребителя. Участники подали 6 проектов. К двум из них приложила руку компания Loire Aviation — самостоятельный Loire 250 и совместный Loire-Nieuport LN-161.
Loire 250 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Оснащался 14-цилиндровым радиальным двигателем Hispano-Suiza 14Ha. Максимальная скорость — 480 км/ч, дальность полёта — 875 км. На прототипе вооружения не было, но по проекту предполагалась установка 2 × 20-мм пушек Hispano-Suiza HS-9 и 2 × 7,5-мм пулемётов MAC 34.
Испытания показали неудовлетворительные лётные характеристики Loire 250. Несмотря на доработки — замену пропеллера, модификацию хвостового оперения — истребитель не смог развить требуемой по условиям конкурса скорости в 485 км/ч. В итоге победил Morane-Saulnier MS.405. Все работы над Loire 250 были прекращены в 1936 году.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории