- Ограничения допуска
- 1. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- 2. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...»
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В прошлой статье мы рассмотрели особенности применения запретов на допуск иностранных товаров при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Сегодня продолжим знакомиться с национальным режимом, а именно рассмотрим ещё два инструмента защиты внутреннего рынка России - ограничения и условия допуска.
NB: в этой статье не будут рассматриваться НПА и их особенности, касающиеся медицины (лекарства, медизделия и т.д.). Им будет посвящена отдельная статья, так эта тема довольно обширна и интересна лишь определённому кругу заказчиков.
Согласно частям 3 и 4 статьи 14 закона 44-ФЗ Правительство РФ наделено правом помимо запретов устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а регулятор контрактной системы (Минфин РФ) - условия допуска указанных товаров, работ и услуг.
Как и в случае с запретами, в настоящее время нет действующих ограничений и условий допуска в отношении работ и услуг, потому речь будем вести о товарах.
Это важно знать!
Не допускается объединять в одну закупку товары, на которые распространяются ограничения и/или условия допуска, и товары, на которые они не распространяются. Так, например, нельзя купить в одной закупке принтер и бумагу к нему - несмотря на то, что эти товары функционально связаны, на них распространяют своё действие различные ограничения и запреты (постановление 878 и приказ 126н для принтера и постановление 616 для бумаги).
Заказчику необходимо группировать товары в закупках в том числе с учётом действующих НПА по нацрежиму.
Ограничения допуска
Все действующие нормативные правовые акты, ограничивающие допуск иностранных товаров, работают по правилу "третий лишний" - если есть 2 и более заявки с предложениями о поставке российских и/или евразийских товаров, то все заявки с иностранными товарами подлежат отклонению. Однако, есть особенности применения каждого из этих НПА, поэтому рассмотрим каждое подробнее.
1. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Предмет ограничений:
Ограничения распространяются на ряд продуктов питания: рыбу и рыбную продукцию, говядину и свинину, охлаждённое мясо птицы, некоторые виды молочной продукции, рис, соль, сахар, вина, огурцы и томаты.
Исключения:
Под исключение попадают только закупки, осуществляемые на территории иностранного государства.
Требования к составу заявок:
В заявке участник должен продекларировать наименование страны происхождения и производителя закупаемых товаров. Данную декларацию необходимо требовать в составе второй части заявки.
Наименование страны происхождения должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, что делает 832 постановление уникальным - при применении всех остальных НПА страна происхождения может быть указана в свободной форме. Например, "Голландия" вместо "Нидерланды".
Помимо требования указания в первой части заявки СПТ необходимо установить следующее требование к составу второй части заявки:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 22.08.2016 г. №832 ''Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд'':
- декларация (в свободной форме), подтверждающая страну происхождения и производителя пищевых продуктов, являющихся предметом закупки. Наименование страны происхождения товара необходимо указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001).
Рассмотрение заявок:
При рассмотрении заявок необходимо проверить, все ли участники указали страну происхождения и производителя товаров. Несмотря на требования к составу заявок, установленные в документации, эта информация может быть представлена участником как в первой, так и во второй частях заявки.
В случае, если наименование СПТ и/или производителя отсутствует, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров. Маловероятно, что участник не продекларирует страну, т.к. она указывается на площадке, а вот производителя - запросто.
Указание наименования страны происхождения, несоответствующего классификатору ("Голландия"-"Нидерланды") является формальным поводом для признания заявки "иностранной", хотя практика по этому поводу противоречива.
Если подано 2 и более заявок с российскими или евразийскими (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) товарами разных производителей, остальные заявки (включая признанные "иностранными") подлежат отклонению.
______________________________________________________________________________
2. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...»
Предмет ограничений:
Под ограничения попадает широкий диапазон радиоэлектронной продукции. Это электродвигатели, генераторы, трансформаторы, батареи, аккумуляторы, кабели, компьютерное, электронное, оптическое, осветительное и прочее оборудование. При этом к российским товарам приравниваются только волоконно-оптические (27.31) и электронные и электрические (27.32) кабели, произведённые на территории государств-членов ЕАЭС, и то лишь при условии, что произведены с использованием российского оптоволокна.
Подтверждением того, что товар российский, является его нахождение в реестре российской радиоэлектронной продукции. В ходе подготовки закупки заказчику необходимо свериться с кодами ОКПД2, перечисленными в приложении к постановлению 878, а также изучить реестр на предмет нахождения в нём товаров, предполагаемых к закупке. Это необходимо сделать, чтобы определить, нужно ли устанавливать ограничения или же закупка попадает под исключения.
Это важно знать!
В соответствии с подпунктом а) пункта 5 Правил использования каталога ТРУ (Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) нельзя указывать дополнительные характеристики в позициях КТРУ, на которые распространяются ограничения по постановлению 878. При этом неважно, применяются ли ограничения или случай попадает под исключения. Определяющим является нахождение товара в перечне, утверждённом постановлением. Минфин об этой проблеме знает и в своём письме обещал внести изменения в 145 постановление.
Исключения:
В глобальном смысле исключений два:
1) осуществление закупки на территории иностранного государства;
2) осуществление закупки в рамках реализации программ приграничного и трансграничного сотрудничества, указанных в постановлении.
Для "обычных" закупок также возможны два случая, когда устанавливать ограничение не требуется:
1) необходимая заказчику радиоэлектронная продукция отсутствует в реестре;
2) закупаемая продукция в реестре есть, но не подходит по тем или иным характеристикам.
Чтобы подтвердить, что закупка попадает под исключения, заказчику необходимо подготовить обоснование невозможности соблюдения ограничения. Порядок подготовки такого обоснования (далее - Порядок) содержится в постановлении - оно должно быть утверждено в день размещения извещения и размещено вместе с документаций о закупке.
Например, заказчику необходимо приобрести DECT-телефон. В реестре таких устройств нет. Значит заказчик готовит обоснование невозможности соблюдения ограничения по подпункту а) пункта 2 Порядка.
Если же необходимо приобрести точку доступа Wi-Fi, работающую в диапазоне 2,4 ГГц, то единственное имеющееся в реестре оборудование не подойдёт, т.к. оно работает в диапазоне 2-2,1 ГГц. В таком случае обоснование необходимо готовить по подпункту б) пункта 2 Порядка.
NB: Согласно требованиям постановления 878, в реестре должны содержаться основные технические и функциональные характеристики. Проблема в том, что они указаны далеко не во всех реестровых записях. В таких случаях заказчику необходимо уточнить характеристики оборудования либо на сайте производителя, либо при помощи письменного запроса производителю. Крайне неудобно, но имеем то, что имеем.
Требования к составу заявок:
Подтверждением того, что товар российский, является предоставление участниками во вторых частях заявок декларации с указанием номера реестровой записи. Для волоконно-оптических (27.31), электронных и электрических (27.32) кабелей, произведённых в странах ЕАЭС, необходимо предоставить акт экспертизы по определению страны происхождения товаров, в котором должна быть указана информация о том, что оптоволокно, используемое при производстве, находится в реестре российской промышленной продукции.
Если исключения не сработали и ограничения по 878 постановлению установлены, в требованиях к составу вторых частей заявок должен быть следующий пункт:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 10.07.2019 г. №878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" участник закупки должен представить:
- декларацию о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Рассмотрение заявок:
Заявки, в которых указана страна происхождения Россия, но не содержащие номеров реестровых записей или содержащие неверные номера, приравниваются к "иностранным" заявкам. Аналогично с "евразийскими" заявками на участие в закупке кабелей, в которых нет акта экспертизы.
Если подано 2 и более заявок, содержащих предложения о поставке российской (включённой в реестр) или евразийской (для кабелей) продукции разных производителей, не входящих в одну группу лиц (статья 9 закона "О защите конкуренции"), все "иностранные" и приравненные к ним заявки подлежат отклонению.
______________________________________________________________________________
3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 №617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Предмет ограничений:
В перечень товаров, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска входит 174 кода ОКПД2. Ограничения также распространяются на товары, поставляемые при выполнении работ или оказании услуг (например, оказание услуг по изготовлению блокнотов, по результатам которого поставляется товар и подписываются документы приёмки товара).
Подтверждением страны происхождения для российских товаров является наличие сведений о них в реестре российской промышленной продукции, для евразийских товаров - наличие сертификата СТ-1.
Это важно знать!
Помимо ограничений допуска иностранных товаров постановление 617 запрещает заказчику объединять в одну закупку музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы. Таких групп 9: пианино, струнные, народные, деревянные духовые, медные духовые, ударные, электромузыкальные инструменты, звуковое оборудование и микрофоны. То есть нельзя, например, купить одной закупкой усилитель и микрофон или баян и балалайку.
Исключения:
Ограничения не применяются только в том случае, если на закупаемые товары распространяется запрет (это общий случай для всех ограничений и условий допуска). Если такого запрета нет и предполагаемый к закупке товар есть в перечне, заказчик обязан установить ограничения.
Требования к составу заявок:
А вот здесь самое интересное. Казалось бы всё просто: для российского товара требуем выписку из реестра, для евразийского - сертификат СТ-1. Но Минпромторг, который разрабатывал это постановление, решил иначе.
В составе второй части участник, предлагающий российский товар, должен приложить декларацию, в которой указывает номер реестровой записи. Участник же с евразийским товаром предоставляет... НИЧЕГО. По мнению Минпромторга "евразийцам" достаточно указать наименование страны происхождения товара, и заказчику этого вполне достаточно. При этом выписка из реестра российской промышленной продукции или сертификат СТ-1 предоставляются участником на этапе исполнения контракта. Что делать с поставщиком/подрядчиком/исполнителем, не предоставившим указанные документы, никто толком сказать не может. Для заказчика это лишняя головная боль, но таков закон. Информации о том, что этот беспорядок хотят изменить, в настоящее время нет.
С учётом мнения законодателя и экспертов требование к составу вторых частей заявок должно выглядеть так:
Для подтверждения соблюдения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, участник закупки в составе заявки предоставляет информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 ''О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации''.
На этапе исполнения контракта участник закупки представляет выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта документы, указанные в предыдущем абзаце.
Рассмотрение заявок:
Если в первой части заявки в качестве страны происхождения указана Россия, а во второй части отсутствует декларация с номером реестровой записи (или указан неправильный номер), то такая заявка приравнивается к заявкам, содержащим предложение о поставке иностранных товаров.
Для евразийского товара, как мы уже знаем, достаточно указать наименование страны происхождения товара.
Если подано две и более заявки с предложениями поставки российских
и/или евразийских товаров разных производителей, не входящих в одну группу лиц, то все "иностранные" и приравненные к ним заявки подлежат отклонению. Здесь есть один нюанс.
Допустим, было подано 4 заявки - две с российскими товарами, две с белорусскими. С российскими всё понятно - по номеру нашли товар в реестре, убедились что производители разные и не входят в одну группу лиц и признали заявки "российскими".
Но как быть с "евразийскими"? Заказчик не может требовать от участников указания в заявках наименования производителя, т.к. это не предусмотрено постановлением 617. Стало быть участник указывает производителя исключительно по своему желанию. Но как заказчику понять, кто произвёл товары? На мой взгляд, если производитель не указан, у заказчика отсутствует возможность убедиться в том, что товары изготовлены разными производителями, и такие заявки можно смело приравнивать к "иностранным". Каково мнение ФАС и других контролёров? Время покажет. На данный момент соответствующая практика отсутствует.
______________________________________________________________________________
С ограничениями закончили, переходим к условиям допуска. Здесь всего один нормативно-правовой акт.
Приказ Минфина России от 04.06.2018 №126н
«Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Предмет условий допуска:
Постановление содержит весьма обширный перечень товаров, к которым применяются условия допуска. Суть постановления сводится к тому, чтобы максимально отбить желание участникам, предлагающими иностранные товары, побеждать в закупках, в которых установлены условия допуска, поскольку цена контракта, заключаемого с таким участником, может быть снижена на 15%.
Исключения:
Постановление не предусматривает случаев, когда условия допуска не применяются. Между тем, если установлен запрет (например, по постановлению 616), то условия допуска по приказу 126н устанавливать не нужно. Это прямо предусмотрено частью 4 статьи 14 закона 44-ФЗ.
Требования к составу заявок:
Подтверждением страны происхождения товаров согласно рассматриваемому приказу является декларирование её наименования. Так как в соответствии с требованиями 44-ФЗ при проведении закупки товаров участники указывают наименование страны их происхождения в первых частях заявок, требовать предоставления какой-либо дополнительной информации во вторых частях не нужно.
Рассмотрение заявок:
При рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на страну происхождения каждого закупаемого товара и условно разделить заявки на две части - те, в которых все предлагаемые товары произведены на территории государств-членов Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия), и те, в которых хотя бы один товар произведён на территории иностранного государства.
В случае, если была подана хотя бы одна заявка с исключительно "евразийскими" товарами, а победителем признан "иностранец", то контракт должен быть заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем.
Это важно знать!
В случаях, когда вместе с условиями допуска по приказу 126н устанавливаются ограничения (например, по постановлению 617), то сначала применяются ограничения. Если они сработали, то остались только заявки с российскими/евразийскими товарами, и 126н применять просто не к чему. Если же все заявки содержат предложения о поставке иностранных товаров (или приравнены к ним), то правило "третий лишний" не сработало, а значит необходимо применить условия допуска.
Дополнительная информация:
1 октября 2020 года вступают в силу изменения в приказ 126н. В приказе появится приложение №2. Оно содержит часть кодов, уже перечисленных в имеющемся приложении. Этим приложением заказчики будут руководствоваться только при осуществлении закупок, осуществляемых в целях реализации национальных проектов (программ) (нацпроектов).
В общих чертах механизм применения такой же, как и у действующей редакции приказа 126н, за исключением двух особенностей:
- Если условия допуска сработали, то цена контракта снижается на 20% от предложенной участником.
- Нельзя объединять в одну закупку товары, включённые в приложение №2, и не включённые в него.
______________________________________________________________________________
Мы рассмотрели все действующие на сегодняшний день ограничения и условия допуска иностранных товаров. Как видите, несмотря на схожесть в механизмах применения, каждый нормативный правовой акт имеет свои особенности. Знать и понимать эти особенности заказчику жизненно необходимо, так как несоблюдение требований законодательства о контрактной системе карается очень крупными штрафами.
Следующий выпуск (а возможно и несколько выпусков) будет посвящён применению национального режима при осуществлении закупок в медицинской сфере (лекарственные препараты и изделия медицинского назначения).
Благодарю Вас за уделённое время! Надеюсь, статья была интересна и полезна. Если возникают вопросы или предложения, прошу оставлять их в комментариях.
До новых встреч!
Читайте также:
- нацрежим - запреты
- подробно про ОКПД2
- новое в законодательстве в 2020 году
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить выход новых статей.