Ко мне в гости приехал родственник из Восточной Европы и сразу обнаружилось насколько мы разные начиная с самых мелочей. В США холодно -это хорошо, богато; в России и прилегающих ныне независимых странах холодно - это плохо, а вот тепло - это хорошо. Вот такое столкновение менталитетов.
И столкнулись мы с дилеммой: нагреть дом, чтобы все мучились или одеть родню потеплее, чтобы началась акклиматизация. Днём это не проблема, одень кофту и все в порядке, а вот ночь оказалось проблемой. Мы выдали гостю наше самое тёплое зимнее одеяло, но его не хватило. И тут меня осенило, зимой в США все спят в пижамах, надо купить ему пижаму!
Сказано сделано, мы отправились в горячо любимый простым народом Уолмарт (Walmart) за недорогой пижамой.
Приезжаем в развесистый огромный супер-Уолмарт, и что мы видим? - Длинную -предлинную, пустую-препустую секцию, где висят несколько пижамных штанов самых неходовых размеров, сделанных видимо из стекловолокна или чего-то похожего. А ведь обычно фланелевых пижамных штанов завались, хочешь в клеточку, хочешь в полосочку, а хочешь в дедов морозов и ёлочки. Дело в том, что пижамные штаны это традиционный Рождественский подарок, не основной, а так для обьема. Сейчас на дворе конец Сентября, мы уже в сезоне, люди потихоньку, чтобы не оставлять все на последний момент, начинают прикупать Рождественские подарки. Т.к. торговые сети это хорошо знают, то обычно в это время года в США полки ломятся от пижам и можно найти пижаму в любой ценовой категории. Простенькие фланелевые штаны обычно стоят $10-$15. Я злобно подумала: “Вот так Уолмарт и проигрывает Амазону (Amazon.com)”, и решила заказать на Амазоне. Открываю Амазон, там все от $15 и выше, т.е. цены чуть -чуть выше чем ожидалось, но зато вроде как товар есть. Начинаю оформлять заказ и тут облом! - время доставки неделя, и это на Амазоне, где все что входит в Amazon Prime обычно доставляется на следующий день. А мне надо сейчас!
Ну хорошо, остался ещё один вариант поездка в торговый центр (Mall). Приезжаем, идем в Олд Нави (Old Navy). Это недорогой магазин одежды, в той же ценовой категории что и Уолмарт. И, о счастье, видим стойку на которой висят с два десятка фланелевых пижамных штанов! Штаны страшны, как смертный грех, топорно пошиты, материал хлипкий, цвета ужасные, но зато есть все размеры и вообще вид у этой стойки такой как будто никто здесь ещё ничего не покупал. В общем беру я штаны нужного размера, наименее уродливого цвета и смотрю на ценник : $25. И в голове у меня одна мысль: “I will sh*t twice and die before I buy this ass-ugly piece of sh*t, for these monies” Что в переводе означает:” Вс*ся и не жить, за такое дерьмо- такие деньги!” Повесили мы штаны обратно, и пошли дальше. В конце концов мы купили прилично выглядящие трикотажные х/б спортивные штаны с лёгким начёсом за $17 и совершенно осчастливленные поехали домой.
Это так сказать присказка, а теперь сказка. Если это случилось с нами, то скорее всего это случилось и с другими людьми. Что же происходит? Федеральный Резерв как Кот Учёный вещает об опасностях дефляции и поёт про низкие учётные ставки на годы вперёд, а простой поход за пижамой продемонстрировал, что инфляция очень даже здесь. Более того она реальна. Мы набрали статистически достоверную выборку которая показывает что цена товара сегодня значительно выше цены этого же товара год назад. Так что же в США становится дороже, а что дешевле, что держит показатель инфляции, который Федеральный Резерв использует в своих прогнозах, низким?
Согласно правительству США на конец Августа 2020 года, годовая инфляция составила 1.3% . Это то, чем вас порадуют говорящие головы в телевизоре, но если присмотреться к деталям, ситуация далеко не такая хорошая. На самом деле инфляция в США, согласно официальной статистике, выглядит так:
Хорошо видно, что инфляцию в США сдерживают низкие цены на бензин и продукты нефтепереработки. В то же время продукты питания, продающиеся в супермаркетах, подорожали за год на 4,6% цены на медицинское обслуживание выросли на 5,3%, а цены на жилье увеличились на 2,3%. С низкими ценами на бензин и уменьшением пассажирских перевозок все понятно. В условиях пандемии все сидят по домам, бензина надо мало и путешествия тоже не актуальны. Впрочем когда сидишь дома на диване, одежда тоже не нужна, что подтверждает падение цен на 5,9% в годовом выражении. Вроде бы все правильно, что реально нужно рядовым американцам дорожает, а то на что спрос уменьшился дешевеет. Но подождите, а как же наши пижамные штанишки, которые спровоцировали это маленькое расследование? Давайте копать глубже! Да, американцы сидят по домам, но ведь фискальное стимулирование, которое провело правительство США этой весной, влило в экономику около 1,8 триллиона долларов, причём около 30% этого вливания пошли на прямые выплаты населению. Как американцы распорядились этим неожиданным богатством вы можете почитать в моей статье Американцы уже не те. При этом новый стиль жизни определяет структуру расходов и спрос на различные виды товаров.
Дословно цитирую статью в Wall Street Journal опубликованную 26 Сентября 2020, автор Джеймс Макинтош (James Mackintosh): “В моде сидение дома в пижаме (мужские пижамы подорожали на 4%), катание на велосипеде (велосипеды подорожали на 6%), чтение для удовольствия (книги подорожали на 4%, газеты на 5%) и рукоделие (швейные машинки и ткани подорожали на 9%, камеры на 4%). Поднялся спрос на медобслуживание (5% подорожание), а вот получение высшего образования стало менее привлекательным (плата за обучение выросло только 1.3%) что является самым низким ростом с конца 1970х годов.
Очень немногие работающие дистанционно нуждаются в новом костюме или платье (цены упали на 17%), косметике (3% падение цен), комнатах в отеле (13% падение цен) или билете на самолёт (падение цен 23%).”
Но что на самом деле интересно во всей этой истории, это то, что рынок поощряет рискованное поведение не только в сфере бизнеса, о чем написаны миллионы книг, но и рискованное персональное поведение.
Посмотрите, пока вы являетесь сознательным гражданином и следуете всем карантинным рекомендациям, вы платите по крайней мере 5% штраф на каждую покупку товаров которые вам нужны. С другой стороны, если вы подвергаете себя, своих близких и просто окружающих опасности, отправившись, например, в путешествие своей мечты во время пандемии, вы экономите по крайней мере 15% по сравнению со стоимостью подобного путешествия в былые времена. Т. е. мы видим штраф за хорошее поведение и вознаграждение за плохое. Таким образом, законы рыночной экономики явно склоняют вас к опрометчивым поступкам. Если посмотреть на карту Европы то отчётливо видно, что в среднем страны с более старой рыночной экономикой пострадали больше, чем те где рыночные отношения стали развиваться сравнительно недавно.
Как вы думаете, может ли количество заболевших COVID-19 на 100000 населения служить мерилом степени развития рыночной экономики в стране?