Найти тему
Мама - педагог

Как учить детей ставить ударение в словах?

Всегда ли ребенок верно находит ударный звук в словах (ставит ударение)? А ведь это умение тоже базируется на развитом фонематическом восприятии!

Ударным может быть только гласный звук. (То есть ребенок уже должен хорошо различать гласные и согласные звуки). Его выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют также ударным.

Важно правильно дать понятие об ударении. Часто дети стараются запомнить, какой же слог ударный в слове. Объясните, что запоминать это не нужно! (в большинстве слов) Как и многое при фонетическом разборе. Например, звонкость или глухость согласного. Это нужно просто УСЛЫШАТЬ и проанализировать. То есть работает не память, а восприятие и мышление.

Больше о развитии фонематического слуха и уроки для ребят можно найти в моем аккаунте в Инстаграм - https://www.instagram.com/nikonowaschool/

Есть множество приемов, которыми пользуются учителя. Например, чтобы выделить ударный слог, нужно как бы позвать предмет. Как будто он где-то далеко и мы его зовем. Например, Заааайка! Но у меня на занятиях этот прием не срабатывал! Попробуйте, может для вашего ребенка он подойдет.

Еще простое и эффективное объяснение для дошкольников: «Ребята, слова состоят из слогов. Когда слово написано или даже просто сказано, нам кажется, что все слоги и звуки в слове одинаково важны и равны. И это конечно так. Однако есть в каждом слове особенный звук – живой. Он отличается от остальных своей силой и громкостью, поэтому его можно назвать живым. Скажу сразу, живыми звуками могут быть только гласные. Они могут быть по-настоящему громкими, ведь они поются голосом. И всегда-всегда в слове есть звук, который поется громче остальных. И это очень важно. Ведь есть слова совершенно одинаковые по написанию, и только Живой звук помогает определить, чтО же это слово значит» (показать на примере слов зАмок и замОк)

Я обратила внимание, что детям проще выделить ударный звук (или слог) при нормальном произнесении слова, без растягивания звуков. Но произнести нужно четко, громко и ясно. Сначала на занятиях это делала я. Акцент на ударном звуке делается не растягиванием, а громкостью голоса. Например, коРОва! Опять же лучше дать детям возможность поиграть с ударением. Тогда им становится веселее и понятнее. Ребенок говорит: «Ударение на А», а вы отвечаете: «Мы говорим короВА ?»(удивленное лицо). Дайте возможность прочувствовать разницу на слух.

Опять же вернусь к тому, что развитие фонематического восприятия – это основа многих дальнейших тем русского языка. Например, быстро определить склонение существительного, не прописывая его. Что это, если не анализ? И это не нужно учить, нужно услышать и понять! Если ребенок научится понимать звуки речи, давать им характеристику - это многое упростит в его школьном обучении.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие публикации, ведь впереди еще много полезного и интересного для вас и ваших ребят! Поддержите своим лайком, чтобы как можно больше людей смогли использовать информацию в этой статье.

Мое пособие «Найди звук» для развития фонематического слуха можно заказать через директ в Инстаграм – https://www.instagram.com/nikonowaschool/

Фрагмент из пособия "Найди звук"  2 часть, поиск определенного звука в слове
Фрагмент из пособия "Найди звук" 2 часть, поиск определенного звука в слове

Фрагмент из пособия "Найди звук"  2 часть, составление звуковых схем
Фрагмент из пособия "Найди звук" 2 часть, составление звуковых схем