С момента возникновения кириллической письменности русского языка основными ее шрифта были устав и полуустав - стили торжественные, громоздкие, по праву считающиеся одними из лучших произведений каллиграфического искусства, но монголо-татарское нашествие 1238-1242 годов нанесло серьезный ущерб древнерусской культуре, в том числе и её письменности. Новая, послемонгольская, Русь, строилась и развивалась уже не по канонам Руси домонгольской, что наглядно проявилось в новом шрифте - русской скорописи, своеобразном гибриде русского полуустава и монгольской скорописи.
Хотя русская скоропись как шрифт и является прямым развитием полууставного шрифта, толчком к её появлению во второй половине XIV века, стало знакомство русских со старомонгольской (точнее, староуйгурской) скорописью, активно использовавшейся для составления светских документов в Монгольской империи и Золотой Орде. Экономный и быстрый монгольский шрифт пришёлся по душе русским приказным людям (чиновникам), которые, пользуясь им как образцом, усовершенствовали активно использовавшийся полууставной шрифт (что касается устава, то уже к XIV веку он применялся крайне редко и в основном только в богослужебной литературе, а в XVII веке и вовсе вышел из употребления).
Возникнув как вариант полуустава, скоропись со временем обрела свои, только ей присущие черты, такие, как упрощение правописания, сокращение слов (именно благодаря скорописи в русский язык вошли аббревиатуры), вынос букв поверх строки в случае ошибки, удаление греческих букв, большого юса (Ѫ) и диактрических надстрочных знаков придыхания и ударения, а также вариация форм букв в зависимости от их соседства в слове, их соединение и размашистые росчерки. Новый шрифт быстро нашёл себе самое активное применение в различных сферах жизни и деятельности, став основным шрифтом русского языка и даже разделившись на два вида: торжественную скоропись, использовавшуюся для книг и официальных документов и небрежную, применяемую главным образом в частной переписке.
Позиции скорописи незначительно пошатнулись только в 1564 году, когда Иван Фёдоров начал книгопечатание в Москве, используя в качестве шрифта полуустав, после чего между ним и скорописью произошло разделение сфер применения: отныне полуустав применялся только в книгопечатании, в то время как скоропись оставалась чисто рукописным шрифтом. В виде рукописного шрифта скоропись и продолжила своё существование, в результате реформы гражданского правописания Петра I она подверглась унификации и к XIX века превратилась в русский рукописный шрифт, активно применяемый и поныне.