Найти тему

Почему Восточная Европа никогда не догонит Запад - Часть 4. Венгерский Мерседес.

Некоторых читателей сбивает с толку информация об "успехах" наших Восточноевропейских соседей типа "Венгрия с населением меньше 10 миллионов экспортировала товаров и услуг больше, чем 160-миллионная Россия". Причём у России экспорт - это только нефть и газ, а вот у Польши/Венгрии/Чехии - это продукция машиностроения.

И правда, казалось бы. Венгрия экспортирует на 124 миллиарда долларов в год, из них прямо на 20 миллиардов - автомобили!

Но при этом, как мы уже знаем, доходы/зарплаты венгров (и всех остальных восточноевропейсцев) как были в несколько раз меньше, чем у их западных соседей много лет назад, так и остались по сей день.

В чём же дело?

Ничто не может лучше объяснить кажущееся противоречие, чем словосочетание Венгерский Мерседес.

Оказывается, в далёкой-далёкой Америке, если зайти к дилеру и посмотреть на CLA250, можно увидеть такую вот информацию:

Эскпорт венгерских высоких технологий в Штаты
Эскпорт венгерских высоких технологий в Штаты

Обратим внимание на следующее:

Final Assembly Plant:

KECSKEMET, HUNGARY

Итак, оказывается, Венгрия экспортирует автомобили в Штаты!

Неужели и правда венгры научились делать автомобили, да ещё и прямо так с наскока их аж за океан экспортировать?!?!?

Читаем дальше:

Country of Origin

ENGINE: GERMANY

TRANSMISSION: GERMANY

И становится очевидно (ну как же мы сразу не догадались :) )! Наши восточноевропейские соседи экспортируют отвёрточную сборку! Так вот, оказывается, как для них "открыли западные рынки"!!! Так вот, оказывается, зачем ЕС там "в инфраструктуру в Восточной Европе инвестировал, в дороги и прочее" - чтобы Мерседесы хоть до границы Западной Европы доехали и не развалились при транспортировке по дороге на восточноевропейских ухабах!

Возвращаясь к нашим миллиардам (по экспорту машиностроения из Восточной Европы).

Каждый такой Мерседес формально засчитывается как 48175 долларов венгерского экспорта. Двигатели, трансмиссии, и прочие высокотехнологические компоненты, которые пришли в Венгрию для отвёрточной сборки - проходит по категории "импорт" (и естественно не учитываются теми, кто говорит, как много Восточная Европа "экспортирует"). А немецкие станки и оборудование, поставленные в Венгрию для этой отвёрточной сборки, вообще проходят как "прямые иностранные инвестиции".

Ну и последняя тривиальная математическая мысль.

Если бы наши венгерские друзья действительно экспортировали своего на 124 миллиарда долларов в год, то на эти деньги они могли бы каждый год каждому жителю покупать новый Феррари, новый Ролэкс, и дачу в Швейцарии. Но поскольку для вот этого 124-миллиардного экспорта им нужно покупать комплектующих для отвёрточной сборки и оборудования на 120 миллиардов долларов, то то, чего у них остаётся, как раз хватает на 700-800 евро в месяц зарплаты.

Без всяких перспектив роста.

До тех пор, пока наши восточноевропейские соседи не начнут создавать что-то действительно своё, а не надеяться, как и россияне, на иностранные "инвестиции".