Найти в Дзене
Точка ART

Леонардо да Винчи — гений несовершенства?

В чем связь между Писсуаром Дюшана и Джокондой Леонардо? Почему у Леонардо так много неоконченных работ? Каково было его отношение к Богу? Почему Леонардо — гений несовершенства? В своей новой книге итальянский искусствовед Витторио Згарби, недавно выпущенной издательством «СЛОВО / SLOVO», задает эти и другие нетривиальные вопросы о великом Леонардо да Винчи. Публикуем отрывок из книги.

Леонардо да Винчи "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1509-1915, Лувр
Леонардо да Винчи "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1509-1915, Лувр

Думаю, что каждый из нас видел Джоконду сначала на репродукции и лишь потом вживую. Обычно бывает наоборот: мы сначала видим произведение в музее, а затем покупаем открытку или каталог и наслаждаемся репродукциями увиденных в музее творений Перуджино, Джорджоне и Тициана. Это касается всех художников, кроме Леонардо, потому что — в силу таинственных причин Джоконда является самой популярной картиной в мире, которую знают не менее 3 миллиардов людей, — она знаменита вне зависимости от личности самого Леонардо и его неразрывной связи с Флоренцией. Некоторые французы даже считают, что Джоконда — это французская картина. Мыслитель Леонардо создал произведение, которое вошло в нас благодаря коробкам шоколадных конфет, кабинету стоматолога, приемной нотариуса и книге по истории, на обложке которой мы видим изображение Джоконды. Родители показывают своему пяти-, шести-, семилетнему ребенку ее фотографию. И таким образом, когда этот ребенок в 16, 18 или 20 лет едет в Париж и попадает в Лувр, он видит иллюстрацию уже знакомой ему иллюстрации. И этот концептуальный процесс идентичен Писсуару Дюшана.

@pinterest
@pinterest

Это то же самое понятие, которое имел в виду Леонардо, когда говорил, что «живопись — это ментальная вещь». Если бы у Леонардо был фотоаппарат или мобильный телефон для селфи, он не нарисовал бы ни одной картины, поскольку, как мы увидим, его не интересовала рукотворность, он не соперничал с великими талантами Микеланджело в скульптуре или Рафаэля в живописи. Для него важна была идея, в случае Джоконды — идея вечной женственности, человеческой мощи, выраженной через женский образ в области понятий. Посмотрев на Джоконду в Лувре, с трудом, потому что перед вами стоят 100–200 туристов, вы уходите, прощаетесь с ней и ничего о ней не знаете. Однажды я говорил о Джоконде с Андреа Бочелли, который лишился зрения в 12 лет. Я спросил его: «А ты видел ее в 11 лет?» — «Нет, я никогда ее не видел, но знаю, о чем должен говорить».

@pinterest
@pinterest

Джоконда — это мысль вне зависимости от ее физической реальности, невероятно мощная, поскольку это не портрет какого-либо человека: это высшая попытка создать человека через живопись. Это близкий человек, подруга, кто-то, кто находится с нами, живет среди нас, в бесконечной множественности. Учитывая современные технологии, хорошая репродукция, выполненная точно и на соответствующей бумаге, не позволяет отличить оригинал от фотографии. Так будет и дальше. В конкретном случае Леонардо ни одно его творение не является более важным в физическом измерении, в отношении исполнения, чем само понятие и принцип, лежащий в основе существования этого творения. Потому что Леонардо — философ, и поэтому репродукция выражает то же, что выражала бы картина, если бы перед нами была картина; более того, возможно, картина говорила бы с нами меньше, чем репродукция, поскольку она находится на расстоянии, ее скрывают вспышки фотоаппаратов и спины смотрящих на нее людей.

@pinterest
@pinterest

Джоконда Леонардо — это не портрет жены Франческо дель Джокондо, а живой человек, который дышит, который говорит. У нас возникает ощущение, что этот человек движется, что его тело осязаемо в запахах, настроении, влажности глаз. Этот человек живет как человек, а не как портрет живого человека. Если мы сравним Джоконду с Маддаленой Дони или Немой — великолепными портретами кисти Рафаэля, который вдохновлялся Джокондой, — то поймем, что Рафаэль изображает людей, тогда как Леонардо — идею, мысль, в основе которой лежит не точное воспроизведение, а представление о живописи совершенно иной природы. Настоящая Мона Лиза не была такой: на картине другой человек, вдохновленный Моной Лизой, созданный как ее двойник, клон, который живет сам по себе.

@pinterest
@pinterest

Это концептуальное измерение Джоконды есть парадигма, вершина человеческого пути Леонардо, который оставил слишком мало вещественных свидетельств собственных многочисленных занятий — произведений Леонардо совсем немного.

Полный текст статьи здесь: https://magazineart.art/book/vittorio-zgarbi-leonardo-genij-nesovershenstva/