Найти тему
Валентиниана

Сквер с фонтаном «Водовоза» и часами Мира

Оглавление

В сквере возле здания музея истории Кронштадта расположены горизонтальные солнечные часы - самые большие в Петербурге, а также фонтан - скульптура «Водовоза» и два фонтана.

Солнечные часы Мира. Фото автора.
Солнечные часы Мира. Фото автора.

Автор солнечных часов — Виктор Кахи. Шток якоря - поперечный стержень, отбрасывает тень на циферблат, указывая местное солнечное время. На 24 зубцах гранитной короны, обрамляющей основной циферблат, находятся малые солнечные часы. По ним можно определить астрономическое время во всех часовых поясах мира. На каждом указаны основные города. Это напоминание о том, что из Кронштадта выходили корабли в самые дальние страны. Еще нужно перевести показания солнечных часов в обычное гражданское время. Для этого необходимо сделать поправку на летнее время. И для дополнительной корректировки воспользоваться специальным уравнением солнечного времени, которое выведено тут же.

В сквере много зеленых насаждений, за которыми тщательно следят и
чистых голубых скамеек (что радует глаз), где можно приятно провести время.

Фото автора.
Фото автора.

На территории под открытым небом, перед филиалом музея (Ленинградская, 2) стоят экспонаты выставки «Искусство из мусора» и они доступны к осмотру всем бесплатно.

Экспонаты выставки «Искусство из мусора». Фото автора.
Экспонаты выставки «Искусство из мусора». Фото автора.

Музей истории Кронштадта создан в 1991 году. С 2006 года расположен в исторической башне городского водопровода (водокачке), построенной в 1836—1839 гг., она является объектом культурного наследия федерального значения. Адрес: Ленинградская улица, дом 2. С 2014 года к помещениям музея добавилось историческое здание по адресу: Якорная площадь, 2а.

Здание башни построено в стиле классицизма. Портик с шестью колоннами гармонирует со стоящей напротив кирхой святой Елизаветы. В процессе перестройки здание утратило первоначальный купол, вместо него выстроен верхний этаж с арочными окнами.

Здание Водоканала в Кронштадте является архитектурным памятником первой половины XIX века. Возведено в 1836 году по проекту  архитектора Э. Х. Анерта. Ранее здесь находилась лютеранская церковь святой Елизаветы, она была закрыта в 1924 году. Вместе с  утраченной протестантской церкви и котлинской водонапорной башни она формировала архитектурный ансамбль парадного въезда в Кронштадт со стороны Петербургской (потом Ленинградской) пристани. В советское время здание храма передали Водоканалу.
Здание Водоканала в Кронштадте является архитектурным памятником первой половины XIX века. Возведено в 1836 году по проекту архитектора Э. Х. Анерта. Ранее здесь находилась лютеранская церковь святой Елизаветы, она была закрыта в 1924 году. Вместе с утраченной протестантской церкви и котлинской водонапорной башни она формировала архитектурный ансамбль парадного въезда в Кронштадт со стороны Петербургской (потом Ленинградской) пристани. В советское время здание храма передали Водоканалу.

С 1721 года вода на остров Котлин доставлялась из Петергофа, из ропшинских источников. Но ее использовали только для приготовления пищи и питья, а для хозяйственных нужд брали воду из залива и Обводного канала. Привозная вода отпускалась в частные дома только за наличные деньги. Только казенные учреждения получали ее бесплатно.

Первый водопровод в Кронштадте, ставший одновременно первым в стране, появился в 1804 году, но использовался только для нужд военно-морского ведомства. Простое население продолжало брать воду из залива, которая, однако, с каждым годом становилась всё менее пригодной для использования.

В связи с этим водопровод решили расширить, что потребовало установки новой водоподъемной машины и постройки для нее отдельного здания.

Программа реконструкции водопровода Кронштадта принята в 1827 году.

Водокачка была построена в 1836–1839 гг. по проекту военных инженеров Лебедева и Татаринова и признана памятником архитектуры. В ней были размещены две паровые машины, каждая мощностью в 8 лошадиных сил. Машины поднимали воду в резервуар, расположенный на втором этаже, откуда вода подавалась в городскую сеть. Источником воды служил водоём позади здания, сообщавшийся с Финским заливом. В 1870-е гг. и в 1887 году здание башни было надстроено.

До перестройки это сооружение даже имело настоящий купол, только из этого купола периодически валил черный дым. Там располагались паровые машины, призванные качать воду. Но работали они плохо, и их заменили обычной водонапорной башней. Для этого и решились на перестройку здания.

После перестройки уцелел только характерный портик с шестью колоннами, заставляющий усомниться, что мы видим утилитарное здание. Еще в начале строительства Николаем I было оговорено, что здание для водоподъемной машины должно находиться «от Петербургских ворот в одинаковом расстоянии с лютеранской церковью, стоящей напротив, чтобы образовалась регулярная площадь», и что фасад башни должен быть подобен фасаду этой церкви.

Сквер расположен в самом начале Тулонской аллеи.

Тулонская аллея. Фото автора от 25 сентября 2020 года
Тулонская аллея. Фото автора от 25 сентября 2020 года

У здания гауптвахты и некогда существовавших на этом месте Петербургских (Ленинградских) ворот, стоит часовня «Спас-на-Водах».

Часовня «Спас-на-Водах». Фото автора от 25 сентября 2020 года
Часовня «Спас-на-Водах». Фото автора от 25 сентября 2020 года

Здесь когда-то располагалась крупная Петербургская площадь — настоящий парадный въезд в город. Именно сюда, на Петербургскую(Ленинградскую пристань), прибывали пассажирские рейсы. Пристань функционировала только в летнее время и поэтому в "народе" именовалась она Летней пристанью.

Навигация иногда начиналась еще в конце апреля и продолжалась до конца октября. Когда ледовая обстановка была очень сложной, пароходы отправлялись и швартовались у Рыбных Рядов (Купеческая гавань).

Сегодня Ленинградская пристань не существует более. Старая пристань, одна из самых значимых достопримечательностей Кронштадта. Это самый морской уголок этого морского острова....

Ленинградская пристань.Фото автора от 25 сентября 2020 года
Ленинградская пристань.Фото автора от 25 сентября 2020 года