Для начала разберёмся, кого мы будем считать чиновниками. Все чиновников можно разделить на три группы: федеральные, региональные и муниципальные. Федеральные — самая разношёрстная группа. Сюда входят служащие Роспотребнадзора, Россельхознадзора и прочих «надзоров», сотрудники Госдумы, администрация президента и сотрудники правительства. Региональное чиновничество — это администрация республик, краёв и областей. К муниципальным относятся служащие администраций городов, сёл, посёлков, деревень и т.д.
Давайте для начала посчитаем всех. По данным 2012-2013 года, в стране работает 48 разных министерств, госслужб и агентств. В них трудятся 38 200 человек. Прибавим сюда 760 тыс. чиновников областных администраций и 340 тыс. муниципальных служащих. Плюс бессчётное количество поселковых начальников и начальничков. По данным Росстата, получается 1.6 миллиона человек. Полную картину всех бюджетников, которых кормит государство, можно посмотреть на картинке ниже:
Много это или мало? Смотря с какой стороны. Если считать чиновников дармоедами, то чем меньше, тем лучше. Если же рассматривать чиновника как посредника, который обеспечивает взаимодействие между гражданином и государством, то чем больше посредников, тем быстрее и эффективнее взаимодействие. По крайней мере, так должно быть. Как оно получается на деле, другой вопрос.
Сравним Россию с другими странами. Есть ли связь между количеством чиновников и уровнем экономического развития страны? В Америке, к примеру, чиновников почти в два раза больше — два с половиной миллиона человек. На шее простого американца сидит вдвое больше дармоедов, чем у россиянина. По данным 2011 года, на каждые 10 тыс. американцев приходится 350 чиновников. На 10 тыс. французов — 400. В Германии и Норвегии — примерно 300. В Румынии — 250. В России — 67. Ниже всего показатель в Китае — 50 чиновников на 10 тыс. китайцев. В развитых Норвегии, Франции и Германии чиновников почти в 6 раз больше, чем в России. В Румынии тоже много чиновников (почти в 4 раза больше, чем у нас), но при этом румынская экономика хромает на обе ноги. Громадный Китай развивается невиданными темпами и обходится рекордно малым количеством бюрократов. Эти данные нельзя считать вполне точными и показательными. В каждой стране чиновниками считаются немного разные группы госслужащих. Тем не менее, прямой связи между численностью чиновников и уровнем развития страны я не нашла. Неважно, сколько у вас чиновников. Важно, как они работают.
Ясно одно: засилье чиновников в России — миф.
Влияет ли политический режим на численность чиновников? Царская Россия. Я взяла данные из книги Николая Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы», которая вышла в 1912 году в Петербурге.
Распределение по профессиям:
Соотношение крестьянства и служилого сословия:
А вот сравнительные данные по странам:
В СССР брежневского периода насчитывалось 750 тыс. номенклатурных работников.
А вот как менялось соотношение чиновников в РФ с 2000 года по 2012:
Как видите, Рубакин был прав. Россия как была, так и осталась страной сравнительно «малочиновной». И страдает не от количественной, а качественной бюрократии.
В кризисных ситуациях количество чиновников растёт. В трудные периоды государство стремится повысить управляемость страной. Это заметно по скачку в 2008-2009 годы. А вот усилия правительства по сокращению якобы раздутого чиновничьего аппарата никаких результатов не дают. Чиновники волшебным образом размножаются, невзирая на любые реформы, оптимизации, поручения и концепции.
Теперь давайте посмотрим, во сколько обходится государству (т.е. нам) содержание чиновничьего аппарата. Вот данные Минфина:
Дороже всего нам обходятся таможенники, финансисты, налоговики, дипломаты и суды. На законодательную власть мы тратим относительно немного. В 2012 году на организацию госслужащих мы потратили 1.4 триллиона рублей. Это 6% от всех расходов. Предположим, вы получаете 30 тыс. рублей в месяц. По данным бюджетного калькулятора от РИА Новости, 12.6 тыс. вашей зарплаты идут на содержание госслужащих. Для сравнения: на оборону идёт 14 тыс. рублей.
Вот как это выглядит в динамике:
Как видите, растёт не только количество чиновников, но и их стоимость. Вот, к примеру, смета за 2010 год. На содержание министерств нужно 138. 4 млрд. рублей, на Госдуму — 4.1 млрд. Содержание нижней палаты в 2010-м обошлось в 5.248 млрд. рублей. Из них чуть больше миллиарда пошло на зарплату депутатам. Примерно такая же сумма — на транспортные расходы. Взносы в межпарламентские организации (ОБСЕ и т.п.) — 32.9 млн. рублей. На приёмы зарубежных делегаций, культурную программу встречи-проводы — 16.2 млн. рублей.
Как живёт чиновник на Руси?
Зарплаты у российских чиновников неравномерные. Начнём с региональных чиновников. Оказывается, их зарплаты напрямую зависят от региона, которым они управляют.
Больше всего получают северные чиновники и госслужащие Петербурга. Гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков объясняет такую разницу в доходах так. Чиновничья зарплата устанавливается по размеру регионального бюджета и ответственности. Нефтяные и газовые регионы — стратегическая «кубышка» страны. Управление ими требует больше сил и умения. В конце концов, они просто могут себе позволить платить своим управленцам большую зарплату. А есть дотационные регионы, регионы-потребители, например, Дагестан. Там чиновничья зарплата меньше. Высокие заработки петербуржцев, скорее всего, объясняются хитростью самих петербуржцев. Видимо, они сумели пролоббировать себе большие зарплаты. Последнее место в рейтинге «оторванности от народа» занимает, как ни странно, Москва. Московский чиновник зарабатывает всего на 7% больше обычных жителей столицы.
В целом по стране разница между заплатами региональных чиновников и средней региональной зарплатой сокращается. В 2010 году эта разница составляла 65%, а в 2012 упала до 56%. Это связано с общим ростом российских зарплат. Майским указом президента от 2012 года была повышена зарплата всем бюджетникам, прежде всего учителям и врачам, которые кормятся из региональных бюджетов. Продолжился и рост заработков граждан, работающих во внебюджетном секторе. Вот как отличаются зарплаты тружеников и ведомственных чиновников:
Самые богатые чиновники — федералы: сотрудники правительства, Белого дома и Совета Федерации. В администрации президента (1.7 тыс. человек) получают в среднем 166 тыс. рублей, в кабинете министров (1.3 тыс. человек) — 163 тыс. рублей, в Совете Федерации (около 900 человек) — 77 тыс. руб. Средний доход сотрудника Госдумы — 55-67 тыс. руб. Доход сильно зависит от министерства. Самые большие заработки у чиновников МЧС — 92 тыс. руб., Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств — 97 тыс. руб. и Минвостокразвития — 92 тыс. руб. В МВД, Минобороны, Верховном и Конституционном суде получают 75 тыс., в Счётной палате — 80.7 тыс. По сравнению с этими зарплатами, сотрудники менее влиятельных министерств получают смешные деньги: сотрудники ФСИН и Министерства по делам СНГ — 37 тыс., сотрудники Государственной фельдъегерской службы — всего 35 тыс.
Но это не предел. К 2018 году зарплата федеральных чиновников должна вырасти в 2.6 раз и превысить среднюю зарплату по стране в 1.7 раз. 135 млрд. руб. на повышение заработков госслужащих уже заложено в бюджет 2014-2016 года. Тут Минфин пошёл на небольшую хитрость. Дело в том, что основная часть чиновничьего дохода — это премии. Оклад составляет всего 17.8% заработка. 135 млрд. пойдут именно на премии, которые получат самые работящие и старательные. Таким образом Минфин хочет поощрить хороших чиновников, а дармоедов вынудить уволиться. Вот такое финансовое сито.
Цифры официальных зарплат меркнут по сравнению с реальными доходами. У многих чиновников, занимающих невысокие посты, есть свой бизнес. Например, простой депутат Госдумы Виктор Аникеев владеет мясоперерабатывающей компанией. Его доход -1.11 млрд. рублей. Бывший совладелец компаний «Лебедянский», ныне тоже простой депутат Госдумы, Николай Борцов в одиночку зарабатывает 970 млн. руб., общий доход семьи исчисляется миллиардами — 1. 16 млрд. руб. Помощник президента Юрий Трутнев зарабатывает 210 млн. руб. Самый богатый сенатор — Дмитрий Ананьев, член Совета Федерации от Ямало-Ненецкого округа. Его состояние оценивается в 1.7 млрд. долларов. Участник рейтинга Forbes.
Кроме того, у российских чиновников нехилые пассивы. Вот карта зарубежной недвижимости госслужащих:
А вот на чём ездят наши чиновники:
Да, чиновник на Руси получает немалые деньги. Но назвать их самыми богатыми людьми в России нельзя. Многие врачи, профессора, топ-менеджеры и бизнесмены получают в разы больше. Состояние крупнейшей фигуры российского бизнеса Владимира Лисина равно 24 млрд. долларов. Прохоров имеет 22 млрд., Алишер Усманов немногим меньше — 20 млрд.
Насколько наши чиновники коррумпированы?
Щедрые зарплаты обычно объясняют двумя причинами. Первая: чиновник, особенно федерального уровня, — как правило, профессионал высокого класса. На нём лежит огромная ответственность. На рынке такой человек стоит очень дорого. Поэтому если государство хочет, чтобы им управляли профессионалы, платить им нужно соответственно. Как говорил Александр Третий «дешёвый чиновник дорого обходится государству». Вторая: борьба с коррупцией. Высокий доход, по задумке, должен заставить чиновника забыть о взятках. Однако этот закон, к сожалению, работает только для бедных государств. В развивающихся и богатых странах уровень чиновничьей зарплаты, увы, мало влияет на уровень коррупции. В богатых Штатах коррупция считается второй по величине проблемой после безработицы. Видимо, тут работает поговорка «денег никогда не бывает много». Сколько не плати чиновнику, ему всё будет мало.
Вот карта коррумпированности мира за 2013 год, составленная Transparency International:
Удивительно, но мировые лидеры типа США или Германии на первые места не попали. Лидируют Дания и Новая Зеландия. Богатая Германия занимает среднее 12 место, после Австралии, которая на 9-м. США — тоже середнячки, 19 место из 177 возможных. В России ситуация который год остаётся стабильной. Мы прочно держим место в хвосте — 127-128 место. Наших чиновников нельзя назвать самыми коррумпированными, но и хвалить, в принципе, не за что. Больше всего взяток берут в правоохранительных органах, медицине и образовании.
Конечно, наши чиновники далеки от идеала. Но далеко не самые плохие, как можно было ожидать. Вот каким, по мнению Президиума Совета при президенте РФ, должен быть хороший чиновник.Д