Как-то много лет назад у меня был замечательный ученик по физике и математике. Парень - баскетболист. Умный. Искренний. Уважительный. Хотя и вспыльчивый.
Одна проблема - не любил школу. Да, была там пара человек, которых он мог назвать друзьями. Да, были учителя, о которых он отзывался более-менее спокойно и с уважением. Но о большинстве - негативно. Вроде "да она меня терпеть не может". Или "да ему вообще наплевать на учеников". Или еще: "Она весь урок на всех орет, и на меня тоже, причем без причины". Ну и в целом говорил, что "школа выбешивает".
Он жаловался на то, что старается, но, когда готов, то его все учителя игнорируют.
Конечно, это было его личное отношение. Он мог быть необъективен. Но он имел право на свое мнение. Кроме того, каждый человек проходит через подростковй кризис, и это важно понимать. Здесь включается и максимализм, и гормоны дают о себе знать...
Поскольку я знал его уровень, то понимал, где он прав, где неправ, и старался открыто говорить с ним. Уровень на самом деле был неплохой. Если он видел ошибки, легко исправлял. Умел глубоко вникать в предмет.
Когда однажды мы пили чай с родителями, мама сказала: "Я всегда ругаю его за то, что он не уважительно относится к учителям. Он не имеет права их критиковать. Даже если они неправильно говорят, все равно это учителя. Кто ты такой? Должен сидеть и слушать. Они же ради него там стараются!"
Отчасти мама была права. Но я ей сказал, что и сына поддерживать тоже важно. Особенно родителям. Особенно в подростковом возрасте. Мы же все проживали эти кризисные ситуации.
Позже он успешно перешел в старшую школу, а я уехал из их города. И наши уроки прекратились. Но я долго задумывался об этой истории.
Тот парень порой ругался с мамой, хлопал дверью. Видно было, что оба искренне стараются найти "правильную путь в построении отношений". Но часто оказываются как бы по разные стороны баррикад.
И желание мамы указать на то, что он должен сидеть и слушать учителей, только усиливало отторжение.
Позже я понял важный момент.
Да, учителя стараются. Одостойны уважения. Но иногда ошибаются, ведь они тоже люди.
Однако учителя с нашими детьми вместе несколько лет.
А дети остаются с нами на ВСЮ ЖИЗНЬ.
Поэтому я уверен, что родителям важно уметь принять точку зрения, и в целом восприятие и отношение ребенка. Не потакать. Но уметь выслушивать и уважать. У родителей для этого больше опыта, больше чувства близости, да и вообще это родительская роль. Больше, чем учительская.
Поэтому если выбирать, на чью сторону становитсья, ребенка или учителя, то приоритет - однозначно ребенка. И уже, отталкиваясь от этого, важно и учителей уважать. И в целом важно уметь общаться и разрешать конфликты.
Секрет в том, что, если вы становитесь на сторону школы и критикуете ребенка, вы только усиливаете его ощущение несправедливости. Которое он дальше понесет в школу. И будет выливать негативом обратно вам. Ничего не изменится. А вот, направляя внимание в другую сторону, на то, как поддержать ребенка, и из этой позиции поддерживать взаимоотношения со школой, может сработать на пользу всех сторон.
Школа обучает. Семья воспитывает. Если человек наполняется счастьем в семье, то и в школе он легче сможет замечать положительное. Кстати, об этом говорил и Макаренко.
Итак, вывод.
Дети с нами на всю жизнь. Если в школе возникают трудности, важно показать ребенку, что ты на его стороне. И при этом уметь сохранять баланс уважения и к ребенку, и к школе.
А как вы считаете? Понимаю, тема неоднозначная. Если сможете поделиться в комментариях своим мнением и опытом, это будет драгоценно!
Заранее спасибо!