Найти тему

Проведём один день в Смольном институте для благородных девиц!

Оглавление

10 причин, почему Вы бы точно не захотели там оказаться!

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889). Фото: https://ru.wikipedia.org
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889). Фото: https://ru.wikipedia.org

С чем у Вас ассоциируется Институт благородных девиц? С благородством и роскошью? Изящными манерами? Хрупкими "тургеневскими" барышнями или, может быть, с просвещением? Что ж, вынуждены Вас разочаровать! Листайте дальше и узнайте, почему Вы бы ТОЧНО не захотели оказаться в Смольном институте.

Доходили ли до Вас слухи, что Смольный больше походит на тюрьму, нежели на институт? Почему воспитанницам не разрешали видеться с родителями да и условия быта девушек оставляли желать лучшего?

Забыть семью навсегда

В центре внимания - писательница Софья Хвощинская, некогда воспитанница Смольного института. Именно её глазами мы увидим жизнь Института благородных девиц изнутри, ведь она подробно описала её в своих мемуарах.

Фото: https://www.pinterest.ru
Фото: https://www.pinterest.ru

Начнём с того, что девочки учились в Смольном на протяжении 12 лет. Представьте, что уже с шестилетнего возраста девочку отрывали от её семьи и она вынуждена была покинуть отчий дом. Самое главное - никаких поездок на каникулы! Ведь покидать территорию института строго запрещалось. Родители даже подписывали расписку о том, что до истечения срока обучения они не будут требовать назад своих дочерей и согласны видеться с ними изредка, только по "приёмным" дням и то, вот в такой вот специальной комнате в присутствии классных дам.

Специальная "приёмная" комната Смольного института. Фото: https://deti.mail.ru
Специальная "приёмная" комната Смольного института. Фото: https://deti.mail.ru

Вы только представьте, насколько тяжело приходилось девочкам из беднейших семей, привезённым издалека, а их, между прочим, было большинство. Своих родных воспитанницы не видели годами, все письма жёстко проверялись классными дамами.

Утро

А теперь перенесёмся в утро воспитанниц. Каждый день, без исключения, подъем в 6 утра и строго по звонку. Просыпаетесь Вы, к слову, в холодной общей спальне, или дортуаре, под крики дежурных. В помещениях института постоянно стоял холод, при этом девочки одевались в декольтированные тюлевые платья, положение иногда спасали белые кисейные пелеринки, которые набрасывались на плечи. Устав запрещал любую лишнюю одежду.

Воспитанница Института благородных девиц.
Воспитанница Института благородных девиц.

Тонкие одеяла были тоже очень холодными, а жёсткие кровати - жутко неудобными. И вот Вы, как в армии, соскочили с кровати. Что же дальше? Дальше Вы умываетесь ледяной водой, следом зарядка на свежем воздухе, а потом - милости просим на завтрак!

Завтрак

Завтрак в Смольном институте.
Завтрак в Смольном институте.

Сказать, что в институте кормили скудно - ничего не сказать. Во время постов на завтрак давали шесть маленьких картофелин или три средних, с постным маслом и кашу-размазню. В обед был суп с крупой и небольшой кусок отварной рыбы, которую даже оголодавшие девицы называли "мертвечиной". А что об этом рассказывает Софья Хвощинская?

У нас готовили скверно. Часто и сама провизия никуда не годилась. Школьничий желудок неприхотлив - предпочитает пищу несложную, простую, лишь бы было вдоволь и вкусно. Этого-то и не было. Часто мы вставали из-за стола, съевши только кусок хлеба... Оловянные, тусклые и уже слишком не красивые блюда оставались нетронутыми. Иногда голод наталкивал нас на постуки не совсем дворянские - мы крали...

Теперь пора приступить к урокам...

Уроки

Вы удивитесь, но... смолянки на уроках ничего не делали! Чаще всего реконструировали ситуации из реальной жизни: в залу входит молодой человек, что вы будете делать? Спину держим, в глаза не смотрим! Ну, и так далее...

В день было до 8 уроков по 2 часа, однако образовательная программа Смольного была очень поверхностной. Ведь выпускница должна была стать, прежде всего, фрейлиной или хорошей женой.

Cмолянки на занятиях.
Cмолянки на занятиях.

Изучение точных наук таких, как, например, физика, сводились к показу забавных фокусов. Не перегружали барышень и математикой, и историей, и географией. Особое внимание уделялось танцам и безупречной осанке, иностранные языки смолянки также должны были знать в совершенстве.

Прогулки

После занятий у девочек оставалось совсем немного времени погулять. При Екатерине воспитанниц ещё хоть как-то вывозили на прогулки, существовали ещё и придворные мероприятия, но в ХlХ веке Смольный в прямом смысле слова превратился в тюрьму! Посудите сами: чтобы раз в год вывести девочек прогуляться по Таврическому саду, перекрывали целую территорию. Даже во дворе института они гуляли под зорким взглядом классных дам.

Главный предмет обожания

Вы могли догадаться, что за он. Конечно же, император!

Император Александр ll. Фото: https://ru.wikipedia.org
Император Александр ll. Фото: https://ru.wikipedia.org

Кисейные барышни в буквальном смысле охотились за предметами, которые были связаны с царём. Воспитанницы собирали и хранили кусочки еды со стола Александра! Крали платок, который разрезали на маленькие кусочки и распределяли между девочками, носившими это как талисман. "Со мной делайте, что хотите, - сказал однажды император, - но собаку мою не трогайте. Не вздумайте стричь ей шерсть на память!" Однако нашлись и те, кто все же умудрился вырезать у пса царя шерсть и даже смогли вырезать в некоторых местах дорогой мех у его шубы!

Всякая "дрянь"

Странной институтской традицией является также еда предметов, абсолютно для этого не предназначенных, всякой дряни. О чём это мы? Обратимся к словам Софьи Хвощинской:

Эта еда - неудержимая зараза, страсть, против которой бессильна даже угроза розг. Печатная бумага, глина, мел, уголь и, в особенности, грифель - всё у нас поглощалось. От грифеля длиною в четверть к концу месяца после выдачи часто не оставалось ничего. "Лакомки" брали у неевших и отламывали углы своих грифельных досок. Ели просто для еды, потому что находили вкусными и только очень немногие - чтобы приобрести аристократическую бледость. Кокетство пришло к нам позднее, едва ли не перед выпуском, а есть мы принялись с первого дня. Страшно вспомнить, какие были между нами зелёные лица...

Режим и воспитание

Фото: http://amnesia.pavelbers.com
Фото: http://amnesia.pavelbers.com

В Смольном физические наказания были под запретом. Зато любое нарушение установленных правил каралось публичным унижением. Самое безобидное - снятие передника или замена его на другой, "постыдный" капот. Более обидное - неподвижное стояние в столовой на табурете, пока остальные обедают. И это учитывая, что девочки и так недоедали! Иногда наказанные падали в обморок из-за пропущенного принятия пищи или попросту от стыда. За неопрятный внешний вид к платью могли прикрепить ношенный чулок.

Девушки делили друг друга на "парфеток" (от фр. parfait - идеальный) - прилежных учениц и "мовешек" - проказниц. А вот воспоминания Софьи Хвощинской о её классной даме:

Анна Степановна доводила нас в особенности тишиной. Чтобы соблюсти ту тишину, которую хотелось Анне Степановне надо было родиться истуканом. Особенно было тяжко, когда мы ложились спать. Тут-то бы и хотелось поговорить друг с другом на просторе, но в дортуаре ужасно - рядом она, отворила свою дверь и ждёт, чтобы в секунду воцарилась гробовое безмолвие. Однажды мы засмеялись, раздевая друг друга, тогда как стоял ряд, так его и повалили на колени, как карточных солдатиков. На коленях мы простояли до полуночи. Страх наш начал принимать колорит фантастический!

Далеко на каждая могла вынести такой "казарменный" режим, Софья вспоминала также, что цветущее здоровье было в Смольном редкостью. "Иные толстенькие розовенькие девочки принимались расти болезненно и вяло, у многих к выпуску от когда-то пышных волос оставались лишь две жиденькие пряди. Мы дурнели и худели. Причин и без "дряни" было много - иных буквально сжимал и заедал страх, а на других нападало отчаяние.

Чтобы вырваться на свободу, нужно было сдать выпускной экзамен, на котором обязательно присутствовали члены императорской семьи. Вот только вырваться могли не все... Девушки-аристократки из влиятельных семей могли отыскать себе хорошую партию или стать фрейлинами при дворе, а вот небогатые воспитанницы становились гувернантками, приживалками, а самое худшее - оставались до конца дней работать в Смольном за еду и кров.

Софья Хвощинская сумела вырваться. Сдала экзамены и вернулась домой к родным.

А что Вы думаете по поводу Смольного? Давайте обсудим в комментариях! Мы также будем рады Вашему лайку и подписке, если статья понравилась :)