Найти тему

Что даёт детям обучение китайским шахматам?

В жизни человека детство – это особый период. В детстве закладываются основы мировоззрения человека, активно происходят познавательные процессы, вырабатываются определенные умения и навыки, развиваются способности, формируется характер и отношение к жизни. Детские годы – это время активного поглощения и усвоения информации, тот фундамент, на котором постепенно выстраивается индивидуальная надстройка для каждого отдельного человека. Чем лучше окажется фундамент, тем выше вероятность эффективной надстройки в будущем.

Дети и игра – неразрывная связка на протяжении достаточно длительного времени в жизни каждого из нас. Именно в игре дети незаметно и эффективно усваивают новую информацию, вырабатывают новые качества, приобретают умения и навыки, то есть в игре происходит развитие ребенка. Развитие, порой незаметное, но поступательное.

Достигнув определенного возраста (примерно 6 лет), дети становятся способны адекватно воспринимать серьёзные настольные логические игры, обучение которым ускоряет и стимулирует развитие ребёнка. О каких логических играх идёт речь? В первую очередь о шахматах и шашках.

Говоря о шахматах, речь идёт не только о привычных для нас классических (международных) шахматах, но также о китайских шахматах (сянци) и японских шахматах (сёги). Многие, возможно, даже и не слышали о таких играх. Но такие шахматы есть, причём имеют многовековую историю и достаточную популярность в мире. Шашки тоже не ограничиваются только русскими и международными – наиболее известными разновидностями шашек, есть и другие интересные варианты игры.

Остановимся на китайских шахматах – игре, соперничающей по популярности с обычными (международными) шахматами и, по крайней мере, не уступающей шахматам по сложности и предоставляемым возможностям для игроков.

Немного о сравнении этих двух игр. Как в шахматах, так и в китайских шахматах цели и задачи игры совпадают – поставить мат королю соперника либо одержать победу другим способом. В механизме и способах достижения цели имеются существенные различия. Не вдаваясь в подробности можно сказать, что в китайских шахматах более важна тактическая составляющая игры, основанная на комбинациях и взаимодействиях фигур, а в шахматах несколько сложнее стратегическая составляющая игры.

Итак, что же дают ребёнку китайские шахматы? Чем полезен для детей процесс обучения этой игре?

Развивается усидчивость, то есть терпение, выдержка, постоянство в занятиях, требующих длительной работы, особенно сидячей. Дети становятся спокойнее и уравновешеннее, снижается рассеянность, внимание концентрируется на одном процессе.

Развивается внимательность и концентрация. Внимательность – это способность избирательно и целенаправленно фокусировать сознание на каком-то объекте, явлении или деятельности. Концентрация внимания – это удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. В китайских шахматах внимательность и концентрация нужны буквально при совершении каждого хода (даже больше, чем в классических шахматах ввиду большей значимости тактической составляющей игры), поэтому развитие этих качеств начинается с самого начала обучения, а их совершенствование происходит постоянно и непрерывно. Естественно, что в жизни встречаются абсолютно другие объекты, но если в процессе обучения игре внимательность и концентрация выработались в должной мере, использование этих качеств в реальной жизни значительно упрощается.

Развитие памяти. О памяти можно говорить очень много, поэтому ограничимся малым. Память - это познавательный процесс, способность накапливать, сохранять и воспроизводить знания, умения и навыки. Память задействуется уже при знакомстве с правилами игры, названиями и ходами фигур. И развивается в течение всего процесса обучения. Конечно, использование памяти в любой разновидности шахматно-шашечных игр специфично. Однако цель здесь состоит именно в развитии и тренировке памяти, а не в получении и сохранении знаний, умений и навыков, которые обязательно должны пригодиться в повседневной жизни.

Развитие логического мышления. При игре в китайские шахматы все ходы фигур взаимосвязаны и все действия игроков подчинены определенному плану. При решении задач, практической игре, анализе различных ситуаций на игровой доске у ребенка выстраивается последовательная цепочка мыслительных процессов, позволяющая проследить взаимосвязь между фигурами и действиями игроков. Причем эти процессы происходят незаметно, как бы сами по себе, без особых усилий. Сама игра как бы обучает мыслительный аппарат умению строить логические конструкции, оценивать ситуации, принимать решения, отделять главное от второстепенного. А умение просчитать ситуацию хотя бы на 2-3 хода вперед будет свидетельствовать о том, что кроме логического мышления все хорошо и с пространственным мышлением, умением представлять образы и оперировать ими. Развитие логики и быстроты мышления будут полезны в любой сфере деятельности в дальнейшей жизни.

С логикой тесно связаны умения анализировать ситуацию и планировать свои действия. Конечно, применяемые при обучении и игре в китайские шахматы умения анализировать и планировать не перенесешь полностью на события в реальной жизни, однако сама выработка этих умений пригодится в учебе, распределении своего времени и расстановке акцентов на приоритетные дела и направления деятельности в определенный момент времени.

Также в процессе обучения постепенно формируется умение самостоятельно принимать своевременные решения, отвечать за них и делать выводы из возникающих время от времени неудач. Надо понимать, что выработанная привычка в самостоятельности принимаемого решения в игре будет переноситься и в повседневную жизнь.

Подводя итог, хочется сказать, что не так важно, будет ли в дальнейшем ребенок серьезно увлекаться именно этой игрой и станет ли он в будущем великим игроком. Главное, что в процессе обучения китайским шахматам будет проходить развитие ребенка, приобретение определенных качеств, выработка умений и навыков, которые пригодятся ему как в учебе, так и в дальнейшей жизни.