Подвиг лейтенанта Сергева. Как русские летчики взяли на абордаж турецкий военный корабль у берегов Босфора
27 сентября 202027 сен 2020
223
3 мин
В России уже пал царский режим, но война с немцами и турками продолжалась. Временному правительству нужны были военные успехи. Идея смелого рейда на Босфор была поддержана на самом высшем уровне. Мощный авиаудар продемонстрировал бы силу Черноморского флота и вообще волю к победе всех русских вооруженных сил, поднял бы боевой дух союзников. Для проведения смелой операции выделялись два отряда самолетов. Одна группа должна была атаковать турецкие береговые батареи, а вторая провести тем временем фотосъемку военных объектов на побережье Румелии.Операция началась 12 марта 1917 года. Самолеты специального 8-го гидроотряда базировались на бортах кораблей Черноморского флота. При подходе к цели с гидрокрейсера «Император Николай I» стартовал самолет «М-9» конструкции русского инженера Дмитрия Григоровича под пилотированием лейтенанта Сергеева. В первые же минуты обстрела крылатая машина получила снаряд в корпус. Но самолет на загорелся, а Сергеев удачно спланировал на воду. Летчики быстро "заштопали" пробоину, направив самолет к квадрату, где находились русские корабли. Но в заданном районе не обнаружили судов. Моряки сочли экипаж погибшим.Крейсер «Император Николай I» пошел с остальными корабли сопровождения в Севастополь. Турки засекли русскую летающую лодку. С батарей видели, как самолет явно получил повреждение и шел на снижение. Турки отправили на поиски русских пилотов свой небольшой военный корабль. И вскоре члены экипажа авиалодки Сергеев и Тур увидели шхуну. Сдаваться русские не собирались.Авиаторы первой мировой войны в гидросамолетахСергеев приказал приготовиться к отпору. На шхуну навели бортовой пулемет. Лейтенант повел гидросамолет прямо на неприятеля. Он решил под прикрытием пулеметного огня просто таранить турецкое судно. Турки испугались мчавшегося на них самолета, поливавшего корабль свинцом. В панике некоторые турки стали прыгать в море. Капитан приказал срочно спустить шлюпку и пока не поздно бежать на ней прочь. Случилось удивительное, шлюпка удалялась от брошенной шхуны и приближавшегося гидросамолета.Так двое отчаянных парней из русского авиаотряда стали полными хозяевами турецкого корабля. Летчики перенесли на него свой пулемет, пристроили самолет на буксир. Не забыли и фотоаппаратуру, ценные снимки турецкого побережья. Они попытались своими силами выставить паруса и уйти к Севастополю. Но пришлось неделю преодолевать полнейший штиль, маневрировать, подставляя паруса под легкий бриз. У них было очень мало провианта, воды. Но герои все же добрались до Крыма к 18 марта.На берегу изможденных героев приветствовал сам вице-адмирал Александр Васильевич Колчак. Лейтенант Сергеев был награжден золотым оружием. Феликс Тур получил из рук адмирала Георгиевский крест. Дальнейшая судьба Сергеева сложилась не так удачно. В мае 1917 года он сразился сразу с тремя немецкими самолетами, был сбит, оказался в плену, откуда смог вернуться только в декабре 1918 года в совершенно другую Россию.Колчак и Сергеев в 1918 году вынуждены были воевать по разные стороны баррикад. Сергеев стал красным пилотом, руководил летными частями РККА. Дослужился до генеральского чина и стал к 1929 году заместителем командующего всей авиацией Красной армии. Оставив высокий пост в Красной армии, с 1930 года занимался освоением Крайнего Севера, участвовал в разных полярных экспедициях. В Великую Отечественную войну добровольцем отправился на фронт. Воевал против гитлеровцев за родной Севастополь, участвовал в жестокой Сталинградской битве от начала до конца. После 1945 года преподавал в Бауманском МВТУ. Герой первой и второй мировых войн скончался в 1974 году. Последний приют нашел в Москве на Ваганьковском кладбище.