Пушки на рельсах. Какую роль сыграла тяжелая железнодорожная артиллерия Красной армии в боях с финнами?
3 минуты
168 прочтений
27 сентября 2020
В Гражданской войне в России боевые действия часто велись вдоль коммуникаций, по железным дорогам. И тут громкое слово сказала тяжелая артиллерия бронепоездов, которые прикрывали наступавшие отряды. Причем применялись бронепоезда как белыми, так и красными. Были свои артиллерийские составы даже у махновцев. В 1930-х годах советская тяжелая артиллерия на железнодорожных путях совершенствовалась. Создавались новые артсистемы, паровозы, бронированные вагоны.В начале 1939 год судостроительный завод в Николаеве выпустил три сверхтяжелые железнодорожные артиллерийские системы ТМ-3-12 с орудиями калибра 305 мм (с длиной ствола в 15 метров). Конструировали и строили эту артиллерию также специалисты ряда предприятий тогдашнего ВПК СССР: Ленинградского металлического завода, предприятия «Красный путиловец» (Кировский завод), завода«Большевик», вагоностроительного завода им. Егорова. Орудия были приспособлены для поездов с потонувшего царского линкора «Императрица Мария». Поэтому аббревиатура ТМ-3-12 так и расшифровывалась: «Транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов». Общая длина установки составляла 40 метров при ширине в три и высоте в пять метров. Масса составила 340 тонн.Советская железнодорожная артиллерия в финских войскахПроектировать систему начали в 1935 году в Центральном конструкторском бюро судостроения (ЦКБС-3) при Ленинградском металлическом заводе. Возглавлял ЦКБС-3 изобретательный инженер-новатор Александр Григорьевич Дукельский. Все три установки были готовы в 1938 году и быстро прошли все положенные испытания к 1939 году. Как раз успели к начавшейся вскоре Зимней войне с Финляндией.ТМ-3-12 вошли в состав 9-го Отдельного железнодорожного артиллерийского дивизиона, который использовался во время прорыва Линии Маннергейма. Огонь тяжелой артиллерии помог РККА взять финский Выборг. Крушили финскую оборону у Выборга с круговой железнодорожной ветки Сестрорецк-Белоостров. Советская установка била по противнику фугасными снарядами весом 314 кг на дальность в 30 км. Огонь вели с бетонной платформы на железном каркасе 16 на 16 метров и 3 метра толщиной. Для удобства кругового обстрела потребовалась поворотная платформа, для строительства ее нужно было несколько недель. Но «транспортер» ТМ-3-12 мог производить огонь и прямо с колес — с железнодорожной платформы. Для этого строились так называемые «усы» — железнодорожные закругленные ветки, передвигаясь по которым, установка тем самым изменяла угол горизонтального наведения своего орудия.Всего 9-й дивизион использовал пять отдельных эшелонов. Три эшелона отводились под сами установки. Каждый такой поезд состоял из двух контрольных платформ, паровоза, двух вагонов с личным составом, прожекторной платформы, вагона, выполнявшего функции центрального поста управления стрельбой, самого артиллерийского транспортера ТМ-3-12, двух бронированных вагонов со снарядами и зарядами к ним. В боевой состав имелась также платформа для трактора с прицепом (или автотранспортная платформа), силовая станция, вагон с запчастями и принадлежностями, платформа для кабеля к прибору управления артиллерийским огнем, вагон-кухня, вагон-склад. А еще платформа для разного имущества, которая следовала вместе со штабным вагоном. Были еще и дополнительные эшелоны, в которых перевозили боеприпасы, топливо, провиант, воду. Отдельные вагоны предназначались для склада и санитарной части.Артиллерийская установка РККА на рельсахПосле Зимней войны тяжелую артиллерию переместили на военную базу на полуострове Ханко, которая после 1940 года перешла к ВМФ СССР. Там эта артиллерия служила в качестве береговой, имея круговой сектор обстрела. С началом Великой Отечественной войны ТМ-3-12 подавляли огонь батарей финнов, которые били по Ханко с соседних островов. В декабре 1941 года советским войскам пришлось уйти с Ханко, пушки частично взорвали.Финны смогли все восстановить. Вплоть до 1944 года ТМ-3-12 исправно служили финской армии. После заключения мира с СССР финны вернули пушки в СССР. Их передали на вооружение 1-й гвардейской морской железнодорожной Краснознаменной Красносельской артиллерийской бригады. Пушки-ветераны двух войн могли быть переплавлены в 1970-х годах. Но военное руководство приняло иное решение. Немые свидетели тяжелых боев превратились в музейные экспонаты. Одна из установок находится ныне в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.