Найти тему

Школьное образование, что с тобой делать? Ключевые недостатки.

Оглавление

Сегодня я хочу высказать свои мысли по теме школьного образования в России. И, в первую очередь, про обучение в средней и старшей школе.

С 5 класса процесс обучения кардинально меняется: появляется множество новых предметов и столько же новых учителей, растет нагрузка в виде бесчисленного количества домашних заданий и работ, увеличивается число предметов, растет количество уроков. Первое время детям приходится осваиваться в этом новом и непонятном мире науки.

Будильник - лучший друг и враг каждого школьника (картинка из Интернета).
Будильник - лучший друг и враг каждого школьника (картинка из Интернета).

И с каждым новым учебным годом нагрузка на учеников все растёт и растёт. Я не утверждаю, что это плохо сказывается на детях. Возможно даже наоборот, так они постепенно готовятся ко взрослой жизни, учатся планировать свое время и распределять задачи.

Меня больше волнует сам подход обучения в современных российских школах. Я хочу выделить несколько, на мой взгляд, слабых сторон такого обучения.

1. Домашние задания.

Многие преподаватели убеждены, что их предмет самый важный и поэтому стараются нагрузить учеников по полной. И в этом-то я вижу главный недостаток такого подхода. Учитель не столько старается увлечь ребенка своим предметом, заинтересовать его, смотивировать подробнее изучить предмет, сколько завалить заданиями, авось сам разберётся. И у ребёнка это может (и делает) скорее отбить желание подробнее изучить тему, чем заинтересовать.

Как только ученик видит огромное количество заданий, его главная цель - поскорее выполнить эту домашку и забыть как страшный сон.

Обычное состояние школьника при выполнении домашней работы (картинка из Интернета).
Обычное состояние школьника при выполнении домашней работы (картинка из Интернета).

В школе я очень не любил географию. И не потому, что мне она была безынтересна, а потому что к каждому уроку нужно было выполнять нудные задания типа разукрасить карту, подписать все регионы и т. п. (отмечу, что подобные задания были вплоть до 9 класса). И после 4 часов работы (и это в лучшем случае, если регион небольшой) с цветными карандашами сидеть и читать про специализацию регионов уже совершенно не хотелось.

2. Подача материала.

К сожалению, многие учителя подают материал скучно. Приходишь на урок как на лекцию (кто учился в университете, понимает, о чем я говорю). Но далеко не каждый ребенок готов 45 мин (или даже 1,5 часа) слушать монотонный пересказ учебника.
Еще один популярный вид обучения - чтение учебника всем классом по порядку. Но кроме навыка чтения это больше ничего не даёт. (И ещё развивает умение слышать краем уха своё имя, когда учитель отвлекает тебя от интереснейшего диалога с товарищем по парте и просит тебя продолжить читать).

Почему бы не включить в процесс обучения интерактивную подачу материала, проводить уроки в виде игр, дискуссий? Я считаю, что нужно вносить больше разнообразных и нестандартных подходов. Тогда заинтересованность учеников значительно возрастёт, и они запомнят куда больше.

Хороший пример нестандартного проведения урока (картинка из Интернета).
Хороший пример нестандартного проведения урока (картинка из Интернета).

3. Отсутствие выбора предметов и составления расписания под себя.

Конечно, для разностороннего развития полезно изучать разные предметы. Но если для себя ребёнок решил, что ему нравятся точные науки (физика, математика), и он не видит себя в будущем юристом или филологом, зачем ему изучать 3-4 часа в неделю обществознание или литературу, если один час из них он может посвятить более углубленному изучению той же физики. (Учителя обществознания и литературы, никак не хочу задеть Ваши чувства или обесценить Вашу работу).

Более разумным подходом было бы составить минимальный набор часов по всем предметам, остальное на выбор самих учащихся. Но это уже отдельная тема, посвящённая обсуждению системы образования в России (к чему я еще вернусь).

С ужасом вспоминаю уроки технологии в 10-11 классах (без профиля), на которые, если честно, никто уже и не ходил. Но сам факт наличия этого предмета меня поражает до сих пор.

Мои неоправданные ожидания
Мои неоправданные ожидания

4. Система оценивания.

Пожалуй, больная мозоль многих учеников и их родителей. Несмотря на наличие стандартной системы оценивания (пятибалльная система в российских школах), критерии оценки ставит учитель. Он выбирает для себя, за что он ставит 5, а за что - 3. И нередко позиция учителя вызывает вопросы.

Например, мой учитель по русскому языку первое время снижал оценки за почерк или грязь (от смазанной пасты ручки), несмотря на отсутствие ошибок в задании. Многие могут сказать, что это нормально и должно мотивировать писать более аккуратно. Но я левша. Отсюда и постоянно смазанная ручка (постоянно провожу рукой по только написанному тексту) и "странный" почерк. И получается, что я получал заниженные оценки не за отсутствие знаний (с этим проблем не было), а за склонность по жизни использовать преимущественно левую руку.

И со временем интерес к правилам русского языка стал пропадать. Действительно, зачем писать абсолютно правильно, если все равно получу оценку ниже.

Получается, что оценки не отражают реальное положение дел. Это просто цифры, которые вам рисует учитель.

Но самое страшное, что перечисленные проблемы идут рука об руку. Вернемся к примеру с географией.

Пример из жизни. В понедельник всем классом весь урок читали параграф из учебника про регионы России и получили задание подготовить в цвете карту региона с указанием всех рек, равнин, гор и т.п. И вот ты уже третий вечер докрашиваешь Красноярский край и сил на любимую математику уже не остаётся. Думаешь, что на следующий день я уже разберусь с теоремой Виета, но в четверг снова география, новый параграф и новый регион - Республика Саха, который ты доделаешь в лучшем случае к следующему уроку географии. И это только один из многих предметов, которые тебе нужно сделать. Сил и желания не остаётся даже на любимые предметы, что уж говорить об остальных.
Когда понял, что нужно было уходить после 9 класса в техникум (картинка из Интернета).
Когда понял, что нужно было уходить после 9 класса в техникум (картинка из Интернета).

Конечно, это не все недостатки, которые можно найти, но, на мой взгляд, они в первую очередь требуют внимания и проработки со стороны государства.

Я выделил эти недостатки, опираясь на свой опыт обучения в школе (пока молодой, помню все прекрасно) и опыт работы с детьми в качестве репетитора (стаж небольшой, 5 лет, но все-таки есть).

Отмечу, что я описываю (в некотором роде) крайности поднятых тем. Конечно, без домашних заданий нельзя, они важны для закрепления изученного материала и освоения нового. Большинство учителей старается находить компромисс в оценивании работ учащихся. И знаю много прекрасных преподавателей, умеющих интересно и увлекательно проводить уроки. Но в то же время часто сталкивался (и до сих пор сталкиваюсь) с описанными проблемами.

Вопрос очень актуальный, поэтому я еще не раз напишу на эту тему. Также в планах изучить существующую статистику по данному вопросу и сделать более информативный обзор.

Надеюсь, данный материал оказался полезным и интересным. Спасибо за прочтение, дорогие друзья! Увидимся в следующей статье!