У Японии после вступления во Вторую мировую дела шли поначалу неплохо, однако в битве за остров Гуадалканал страна восходящего Солнца завязла. Наступательная операция требовала все новых сил. Они пока были, но их необходимо было доставлять к месту боевых действий. Построить нужное количество больших десантных судов Япония не могла. Воздушный десант тоже не годился - необходимо было строить много дополнительных аэродромов, так как тогдашние японские самолеты не могли осуществлять дальние перелеты. В Японском флоте было много мощных подводных лодок - десант можно было подвозить на них. Но большое количество коралловых рифов мешало подводной лодке подойти вплотную к берегу. Как же преодолеть "последнюю милю", то есть доставить десант субмарины на сушу?
В 1942 г. Императорский Флот выдал задание на разработку транспортера, способного перевозить с подводной лодки на берег 40 солдат или 4 тонны груза. Испытания транспортера (краткое название Type 4 Ka-Tsu) начались в конце 1943, а закончились в марте 1944. Предполагалось, что лодка остановится неподалеку от берега, а транспортеры доставят десант на сушу. Транспортеры крепились снаружи субмарины. После отделения по воде двигались с помощью винтов. На суше винты втягивались и транспортер превращался в гусеничное транспортное средство. То есть изначально он не планировался для боевых действий и вооружен был слабо. Главное, к чему стремились проектировщики - грузоподъемность. Испытания прошли успешно и началось производство небольшой серии. Но к тому времени ситуация изменилась. Япония больше не наступала, а перешла к обороне. Решено было использовать Type 4 Ka-Tsu для атак на стоящие в бухтах американские линкоры. Для этого Type 4 Ka-Tsu оснастили двумя торпедными аппаратами. В 1944 г. японцы разработали операцию "Торнадо". По плану операции, 5 субмарин должны были подвести 10 Type 4 Ka-Tsu к атоллу Маджуро, чтобы те атаковали стоящие в бухте американские суда.
Но на тренировках по проведению операции вскрылись проблемы. Во-первых, разгерметизация и приведение транспортеров в рабочее состояние занимало слишком много времени - 20 минут. Во-вторых, при движении по суше Type 4 Ka-Tsu сильно шумели. Для транспортных машин оба недостатка были вполне приемлимы, но для боевых действий вблизи противника Type 4 Ka-Tsu не годились. К тому же скорость движения по воде у новых торпедоносцев была слишком низкой - 20 км. в час. В итоге операция был отменена, а Type 4 Ka-Tsu отправлены на доработку. Ходовая чать была усилена, улучшены рулевое управление и гидродинамика корпуса, установлен новый, более мощный, торпедный аппарат.
А война шла полным ходом и речь уже шла об о отражении американского десанта на основные острова, на саму Японию. Предполагалось, что американцы нанесут первый удар по кораблям и портам. А Ka-Tsu, замаскированные на берегу, это удар переждут и атакуют американские суда. Но и этим планам не суждено было сбыться. Атомные бомбардировки и вступление в войну СССР привели к тому, что Япония капитулировала и десантная операция не потребовалась. А все оставшиеся Type 4 Ka-Tsu, так и не повоевав, попали в руки американцев.
Если Вам нравятся мои рассказы про историю военной техники, не забудьте поставить лайк и подписаться.