Найти тему
ПАНТОГРАФ

Первый электропоезд с низким уровнем пола в социалистическом лагере

Речь идет о электропоезде серии 451/051 (первоначально обозначение EM 475.1/N475.1) и более новой модификации серии 452/052 (первоначальное обозначение EM 475.2/N475.2), изготовленных в Чехословакии первоначально для Чехословацких железных дорог, а после распада ЧСФР электропоезда данной серии остались на балансе исключительно Чешской железной дороги. Особенностью электропоезда является низкий пол в районе дверей и основной части пассажирского салона, это первый электропоезд подобного типа в бывшем социалистическом лагере, следует заметить, что для отечественных железных дорог до сих пор не создано низкопольного электропоезда в металле, существует лишь макет ЭП5ДА. Чешская же низкопольная электричка была создана еще в первой половине 60-х годов прошлого столетия. Любопытно также то, что электропоезда серии 451/051 были первым электропоездом чехословацких железных дорог. Основная мотивация при его создании заключалась в необходимости ухода от замены локомотива по концам состава при необходимости смены направления движения.

Электропоезд серии 451, фото Википедия
Электропоезд серии 451, фото Википедия

С завода электропоезда выпускались в четырех вагонном исполнении. Четырехвагонный поезд состоял из двух так называемых технических электропоездов, каждый из которых состоял из одного моторного вагона с кабиной управления и одного промежуточного немоторного вагона. Для пассажира это не было заметно, перед ним находился четырехвагонный состав, это отражалось на нумерации состава. Каждый технический электропоезд имел свой номер, соответственно полный состав состоял как бы из двух технических составов со своими отдельными номерами. Технические поезда 451 серии нумеровались от 001 до 102. Таким образом, полный четырехвагонный электропоезд имел двойной номер, например 051/052, 031/032 и т.п. В процессе эксплуатации количество прицепных промежуточных вагонов могло меняться, появились трех, пяти и шестивагонные электропоезда. При необходимости повышения провозной способности электропоезда 451 и 452 серии можно было объединять по системе многих единиц, электропоезда были оборудованы сцепными устройствами системы Шарфенберга. Серийное производство электропоездов было освоено на предприятии Вагонка Татра Студенка.

Электропоезда 451 серии, сцепленные по СМЕ
Электропоезда 451 серии, сцепленные по СМЕ

Количество мест для сидений в стандартном четырехвагонном составе составляло 300 для поездов 451 серии и 294 для поездов 452 серии. Помимо сидячих пассажиров такой состав вмещал порядка 380 стоящих пассажиров. Каждый вагон имел по две автоматические двухстворчатые двери для пассажиров с каждой стороны. Изюминкой поезда был низкий уровень пола высотой 550 мм в районе дверей и в салоне между ними, что позволяло выходить на платформу без ступенек, соответственно электропоезд был удобен для пожилых лиц, людей с ограниченными физическими возможностями. Над тележками уровень пола был повышен.

Электропоезд серии 451 на станции в Праге, видно, что уровень пола в районе входных дверей находится на уровне посадочной платформы
Электропоезд серии 451 на станции в Праге, видно, что уровень пола в районе входных дверей находится на уровне посадочной платформы

Электропоездов серии 451 было изготовлено всего 51 единица в период 1960-1968 годов. В период 1972-1973 годов было изготовлено 11 электропоездов серии 452, которые по концепции и дизайну были аналогичны составам 451 серии, но имели ряд изменений и усовершенствований.

Чертеж моторного вагона с кабиной управления, фото hobby.bastler.cz
Чертеж моторного вагона с кабиной управления, фото hobby.bastler.cz

В первое время электропоезда работали в основном в окрестностях Праги, а также в районе городов Градец Кралове, Хоцень, Нимбурк, Лиса-над-Лабем, Кралупи и Богумин (линия Острава - Жилина). Позднее некоторое время составы серии 451 трудились в Усти-над-Лабем, а также в словацком Кошице. В период 1976-2003 годов они поэтапно концентрировались в районе Праги. Позднее в трехвагонном состоянии отдельные из них были переданы в Остраву.

Электропоезд 451 серии, фото Википедия
Электропоезд 451 серии, фото Википедия

Срок службы электропоездов серии 451 и 452 были определен в 15 лет. Большинство составов прослужило в два раза больше. Последняя электричка такого типа отправилась в рейс 10 августа 2018 года. На данный момент все они сняты с эксплуатации, списаны. Два электропоезда сохраняются как исторические.

Музейный состав 451 серии с номера технических составов 045 и 046
Музейный состав 451 серии с номера технических составов 045 и 046

В социалистической Чехословакии больше низкопольных электропоездов не строилось. Следующая серии электропоездов 460 была уже с обычным высоким уровнем пола (см. статью "Чехословацкая электричка серии 460"). Вновь к постройке электропоездов с низким уровнем пола теперь уже в независимой Чехии вернулись уже во времена, близкие к нашим.

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала на тему железных дорог:

Тепловоз-снегоочиститель

Отечественная железнодорожная техника в Сербии

Тула железнодорожная. Несколько фото 2007 года

-7