DEFTONES
Ohms (Reprise / Warner Music)
Как правило, новые альбомы даже признанных звёзд альтернативного металла не вызывают в наши годы радости у профильных, вернее сказать – нишевых, СМИ. Если, конечно, речь не идёт о бумажных СМИ «с идеологией» – как, например, британские журналы KERRANG! и Metal Hammer UK или пожизненно одержимый леваческой идеологией американский Rolling Stone. Однако новейший, девятый альбом калифорнийцев Deftones вызвал ажиотаж как в былые времена – месяца эдак за три до собственного релиза. Причём было не очень понятно, чем так восхищались собратья по перу: ни для кого же не было открытием, что группа с момента создания играет яростный энгри-метал с изрядными влияниями альтернативного рока и, в последнее десятилетие – ретро-психоделики. Формально на “Ohms” ничего в этом смысле не изменилось, но к 2020 году несколько изменился слушатель – и американский слушатель в том числе. Теперь он находит протест уже и в одной только музыке. Может, и к лучшему?
В прессе и электронных СМИ уже раз за разом повторяется примерно следующее: «такой альбом, как “Ohms”, мог быть создан только и исключительно в 2020 году, когда говорить и петь о прекрасном неуместно. Сейчас мы слышим песни, которые так же брутальны и шокирующи, как новости нашего современного мира». Так-то оно так, но альтернативный металл существует как стиль уже четверть века, и успех – в том числе к Deftones – вовсе не вчера пришёл. Следовательно, дело не только в малоприятных обстоятельствах 2020 года.
Как правило, успех не то что конкретного альбома, а отдельного артиста или музыкального коллектива в любой рок-стилистике всегда вечно сводился к ярости звука (что бы это не значило в каждую отдельную эпоху) и, выразимся так, неприятности вокала для старшего поколения. Кратко это сформулировал ещё покойный лидер Motörhead Лемми Килмистер: «Главное в рок-н-ролле – это шум, который раздражает родителей». Правда, определение «родители» надо всегда толковать расширительно: им является моральное большинство, начиная от вашего соседа и заканчивая борцами за нравственность в высших кругах власти какой угодно страны. От месторасположения слушателя это не зависит никак, вспомните хотя бы тянущийся до сих пор отечественный успех, таких заслуженных английских групп, как Slade и Nazareth. Громко играют, неприятно для старших орут (простите, поют!) – для нас это был панк задолго до всякого панка. То же и с настоящим британским панк-роком: выдуманный головой и волей одного человека, Малькольма МакЛарена, он стал популярен именно по причине звукового неудобства вообще для всех, кому на тот момент было больше 21 года. Продолжать можно бесконечно, но несколько подзабытый в настоящий момент альтернативный металл, который всё-таки не следует путать с ню-металом – вот вам настоящая неудобная музыка XXI века, до сих пор способная вызывать массовые антипатии, но одновременно приводить своих создателей в мэйнстрим и на страницы серьёзных музыкальных и музыкантских журналов.
Плюс не надо забывать, что после быстрого краха гранжа в 1994 году именно альтернативный металл стал той теоретически серьезной музыкой, которая заняла место Nirvana и иных сверхпопулярных гранжевых составов на станицах всей музыкальной прессы, начиная от соответствующих разделов в журнальчиках вроде Bravo. Причина? Музыканты выглядели вполне модно, а про «неудобную музыку» мы уже всё сказали. Deftones чуть запоздали на этот праздник шумной жизни – их дебютный альбом с говорящим названием “Adrenaline” вышел только в 1995 году, зато сразу на модном в те годы лейбле самой Мадонны Maverick Records. И всё – дело было сделано, но благодаря не только самим музыкантам, но и тому человеку, кто выступил продюсером альбома. А ведь это был Терри Дэйт, с которым Deftones записали впоследствии ещё три альбома, и к сотрудничеству с кем они вернулись на “Ohms”.
Видеоклип к пьесе "Ohms"
Терри, активно работавший в сфере нелёгкой музыки с 1984 года, вошёл в историю рок-н-ролла в 1990-м, когда ему довелось спродюсировать первый альбом «настоящей» группы Pantera “Cowboys From Hell”. У нас на наследие дикого техасского состава смотрят под иным, абсолютно серьёзным углом, но в большом мире считается, что именно “Cowboys From Hell” стал альбомом-прототипом всего альтернативного металла, и остаётся таковым до сих пор. Это было верно что в 1995 году, что сейчас, благо тяготение к классике Pantera у музыкантов Deftones прослеживалось сильнейшим образом на протяжении всей карьеры коллектива. Именно такое тяготение к корням придавало и придаёт материалу Deftones ту необходимую необычность обычного, без которой так легко уехать из области альтернативного металла в обычный безликий ню-метал. Да, за первоклассный звук отвечает Терри, но страсть музыкантов слышна на “Ohms” в каждом аккорде и в каждой пропеваемой сточке. Невзирая на весь давний коммерческий успех Deftones, понятно, что для группы творчество не сводится к записи и выпуску альбомов коммерции ради, в этом присутствует и страсть, и некая идея.
Но очень хорошо, что наличие идеи не превращается в желание группы создавать «актуальные песни» – журналисты уже успели попенять фронтмену группы Чино Морено, что он не откликается новыми песнями на актуальные события, вроде движения BLM или пандемии модного вируса. С таким накалом эмоций в песнях это не нужно, благо группа ушла от избыточной лирики предыдущего альбома “Gore” (2016), и о материале лучше всего говорят кованые гитарные риффы, безупречно спродюсированные Терри. Но это не значит, что “Ohms” дуболомен «от и до» – уже в открывающих его номерах “Genesis” налицо “Ceremony” стремление гитариста Стивена Карпентера ни в коем случае не играть просто. И что ж – здесь и в массе иных мест на альбоме нам доводится слышать массу гитарных аранжирок в духе если не Pink Floyd, то уже точно зрелых Soundgarden. Иногда – в частности, в пьесах с научными названиями “Error” и “The Spell Of Mathematics” – аранжировки опираются на полузабытую формулу электро-метала, с успехом опробованному в той же середине 90-х шведским дуэтом Misery Loves Co. Даже шестидесятническая поп-психоделическая баллад здесь имеется – в облике трека “Pompeji”, заставившего так понервничать иных обозревателей. Хотите вы этого или нет, но у Deftonesполучилось в 2020 году записать идеальный протестный альбом – причём безо всякого протеста и особого смысла в текстах песен, протестный исключительно с музыкально-аранжировочной точки зрения. Имеющий уши да услышит.
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •