Добрый день, мои юные и не очень автолюбители! У многих возникают вопросы типа: «Я хочу участвовать в соревнованиях по….дрифту, кроссу, дрэг-рейсингу, трофи и т.д. Что мне для этого надо? А как машину подготовить? А что там сложного?» Меня данные вопросы не оставили равнодушной! Покопавшись на просторах интернета, полистав форумы участников соревнований и не обнаружив точного, конкретного перечня требуемого, который бы был изложен простым языком, решила разобрать этот вопрос и попытаться перевести все на человеческий язык.
Первое, что необходимо - это определиться в каком виде автомобильного спорта вы хотите участвовать. В этом вам может помочь сайт Российской автомобильной федерации (РАФ): www.raf.su. Там в разделе «Ежерафник» даны все нормативные документы, которые вам будут необходимы. Затем совсем неплохо было бы поинтересоваться – а какие официальные соревнования проводятся в вашем городе, крае. Этот вопрос лучше всего выяснить в своей местной автомобильной федерации. Если вы хотите научить Гочу или Царя дрифтовать, а региональная федерация автоспорта не проводит соревнований по дрифту, то вы заранее обрекаете себя на выездные соревнования, причем без всяких тренировок. Попытки потренироваться в дрифте по городу приведут к тому, что местные инспекторы ГИБДД быстро и доходчиво объяснят кто вы такой и что необходимо сделать, чтобы получить свою машину обратно.
Итак, что нужно, чтобы участвовать в соревнованиях по автоспорту?
Ну, во-первых, самое важное - это здоровье. Необходимо пройти медицинскую комиссию и получить лицензию пилота, которая позволит вам участвовать в соревнованиях! Во-вторых, вам необходим автомобиль. В-третьих, ФОРМА, специальная сертифицированная форма, в которой вы будете выступать и, возможно, получать свой кубок за занятое первое место! :) Далее идут тренировки, ну это уже личное дело каждого, как и где он будет готовиться к выступлениям. Ну и пятым пунктом будет само участие в соревнованиях!
А теперь рассмотрим каждый пункт более подробно - этакий алгоритм «как забраться на тумбочку» в автоспорте.
Медицинская комиссия и получение лицензии пилота.
Вам необходимо получить справку о том, что ваше здоровье позволяет вам принимать участие в такого рода мероприятиях и организм ваш способен выносить нагрузки, которые испытывает гонщик во время заезда. Углубленный медицинский осмотр, желающих заниматься автомобильным спортом, проводится в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на выполнение услуг по лечебной физкультуре и спортивной медицины. Только такие мед.учреждения могут выдать вам желанную справку! Справка действует в течение одного календарного года. Надо отметить, что это обязательное и необходимое условие! Согласитесь, ведь обидно проделать все остальное, а перед соревнованиями обнаружить, что вас не допускают по медицинским показаниям. А такие случаи уже были. Обследование платное, но это необходимое условие.
После получения медицинской справки можно обращаться в свою местную региональную организацию (как правило, это федерация), которая занимается автоспортом. Там, на основании справки вам выдадут лицензию пилота РАФ. Лицензия действует в течение календарного года и дает вам право участвовать во всех официальных спортивных соревнованиях на территории РФ. Это также обязательное условие! Наличие лицензии оговаривается в Регламентах официальных соревнований, кроме того, эта лицензия включает в себя страховку, ну… так, на всякий случай.
Подготовка автомобиля.
Самый трудоемкий, затратный и… неблагодарный этап подготовки. Почему неблагодарный? Да потому что обычно как раз с него все и начинают, а часто этим и заканчивают. Почему? Да потому что многие просто не знают где найти технические требования к автомобилю для своего вида спорта и «лепят» свой «шедевр» насколько его богатая фантазия позволяет, пользуясь при этом роликами с YouTube. Сразу предупреждаю – тупиковый вариант! Денег, сил и времени потратите уйму, а потом вас не допустят к соревнованиям. Что же делать? Читать! :) Читать КиТТ для своего вида автоспорта, для своего класса.
КиТТ – это «Классификация и Технические Требования» - сборник всех технических требований к автомобилям, участвующим в том или ином виде спорта. Найти эти КиТТы совсем не сложно – на том же сайте РАФ, в разделе «Ежерафник», Том 2, соответствующее «Приложение». Неподготовленный, или подготовленный с нарушениями автомобиль ТЕХнический КОМиссар (техком) к соревнованиям не допустит! Ни за какие коврижки!
В чем же выражаются требования КиТТ? В принципе все требования к спортивным автомобилям можно разделить на две группы. Первая группа касается безопасности, вторая – справедливости. К безопасности относятся каркасы, сетки на окнах, ремни безопасности, системы аварийного выключения и т.д. К справедливости – все требования, ограничивающие какие-либо параметры автомобиля, влияющие на результат, т.е. стараются уровнять возможности автомобиля, насколько это возможно. Кстати, в некоторых видах автоспорта, таких как дрифт, дрэг-рейсинг некоторые параметры, например, мощность двигателя не ограничивается!
На этапе подготовки автомобиля очень важными являются финансовые средства и ремонтная база, которыми вы располагаете, так как выбор вида автоспорта, класса где вы желаете выступать, определяет степень ваших будущих затрат. Вообще, необходимо помнить, что автоспорт - это достаточно дорогое удовольствие и необходимо серьезно подойти к оценке своих возможностей.
Постараюсь пояснить на примере спортивного автомобиля для автомобильного кросса.
Если денег достаточно, можно смело выбирать наиболее престижный дивизион Д1-3500 (с 2016 г. - Суперавто). В этом классе выступают автомобили, подготовленные в соответствии с международными требованиями статьи 279 (Приложение J) КиТТ. Впоследствии на этих автомобилях вы можете принимать участие в международных соревнованиях в Европе (ну где Сибирь и где Европа – это надо было географию в школе учить :)). В этом классе выступают, как правило, наиболее подготовленные и именитые гонщики. Самым ярким представителем этого класса является «Субару-импреза».
Если деньги есть, но считать вы их умеете, можно выбрать дивизион Д2-1600 (с 2016 г – Супер 1600). В этот класс, тоже международный, попадают автомобили с приводом на переднюю ось с рабочим объемом двигателя до 1600 куб.см. Наиболее частые представители этого класса - переднеприводные автомобили семейства ВАЗ, однако, частенько встречаются и иномарки. При этом не факт, что иномарка лучше – грамотно «заряженная» (или «нафокстроченная» - это как хотите :)) восьмерка уделывает иную представительницу импортного автопрома. Однако восьмерку необходимо «зарядить», а это стоит денег.
Ну а если уж денег совсем немного, тогда «бюджетный» :) вариант - Д2 «классика». Стандартная машина семейства ВАЗ 2101-2107, подготовленная для выступления в автокроссе. Кстати, наиболее многочисленный класс в автокроссе – в нем на отдельные соревнования заявляются до 30 автомобилей. Про конкуренцию упоминать надо? Но и престиж занятого места повышается. Столь бурное развитие этот класс получил благодаря дешевизне и распространенности запасных частей. Нередки случаи, когда автомобиль с «застучавшим» в первый день соревнований двигателем к утру второго дня вновь появляется на стартовой решетке.
Класс Т1-2500 – полноприводные автомобили отечественного производства с объемом двигателя до 3000 куб.см. Ну, кроме УАЗов и ВАЗ-2121 (Нива) – ничего не могу припомнить. Этот класс – для любителей экстрима. Кто хоть один раз прокатился на Уазике на скорости более 100 км/ч, меня поймет. Но адреналина…. По стоимости – зайдите в магазин УАЗовских запчастей и… «ты все поймешь, ты все увидишь сам». УАЗовские гонщики – это люди, влюбленные в эту машину, чувствующие ее, говорящие с ней на ее языке, готовые дневать и ночевать возле нее. Но, надо сказать, в случае удачного симбиоза, эта парочка (водитель + УАЗик) способны вытворять чудеса! Известен факт, когда УАЗы уже на стартовой прямой оставили позади и «классику» и Д2-1600.
Ну и наконец, грузовики! Класс Т4-3 – автомобили семейства ЗиЛ. Даже стандартный ЗиЛ на скорости 100 км/ч смотрится внушительно, а уж если его довести до ума! Затраты на его выступления сравнимы с классом «Суперавто». Для примера можно вспомнить, сколько стоит одно колесо. Да и для управления таким монстром требуются специальные навыки. Однако многие зрители специально приезжают посмотреть на «бойню» этих «крокодилов».
И что? Показалось - сложно все это? Ну, это только сначала, потом привыкните :). На самом деле все проще. Все гонщики начинают примерно одинаково – сначала находят автохлам, который хозяин не знает куда деть. Как правило, это старые, иногда битые, «жигули», годами гниющие в гараже. При этом никаких особых документов на автомобиль не требуется, главное, чтобы машина не была в угоне или залоге. Впоследствии на гоночную машину оформите паспорт спортивного автомобиля. Правда и передвижение на таком агрегате по дорогам общего пользования не допускается – перевозка либо на прицепе, либо на «галстуке». Затем этот комплект гаек и запчастей привозят к себе в гараж и полностью разбирают. Разбирают, так сказать не разбираясь. Потом собирают, постоянно заглядывая в КиТТ. Конечно, на этом этапе лучше найти какого-то грамотного консультанта. А еще более идейно – найти команду, которая уже выступает, и которая потом согласиться вас взять. Опытные гонщики советуют при первой сборке не мудрить и собирать так называемый «стандарт». Если у вас есть искра гонщика, то хорошо настроенный стандарт способен вывезти на неплохое место. Были случаи, выигрывали гонки и на стандарте. Ну а если нет этой искры – все время будет что-то мешать…:).
Если участие в первых гонках «торкнет» - тогда можно будет и «заряжать» машину: подбирать поршня, горбатые валы, разрезные шестерни и т.д. и т.п. По этим вопросам в интернете полно «специалистов» - не буду отбирать у них хлеб.
Экипировка гонщика.
Начнем с самых низов :). Носки, длинное нижнее белье, перчатки, подшлемники и обувь водителей, должны соответствовать стандарту ФИА 8856-2000 или стандарту РАФ 1995 г. Далее, защитные комбинезоны, допускаемые ФИА, соответствующие действующему Стандарту ФИА: 8856-2000. Не забываем про голову, которую необходимо обезопасить шлемом, не абы каким, а угадайте каким? Все правильно, который удовлетворяет Стандартам ФИА!!! «Что еще за стандарты и почему все, вплоть до (пардон) трусов?» - спросите вы. Это безопасность, ибо автоспорт достаточно экстремален, а вся экипировка должна предохранять вас! А то вдруг вы начнете гореть… Шучу, шучу, сперва гореть начинает машина :). Вся экипировка должна быть ОМОЛОГИРОВАНА! Это страшное слово означает, что форма должна соответствовать установленным стандартам. Что, страшно, Иванушка? Не переживайте, все гораздо проще - при покупке надо обращать внимание на действующий знак омологации, как на фото.
Тренировки.
Опять же повторюсь, тренировки - это личное дело каждого, как и в каких условиях, он будет тестировать себя и свою машину. Ну, естественно, не по дорогам города, иначе ваш автомобиль привлечет внимание и вызовет интерес не только у проезжающих и проходящих мимо, но и у нашей доблестной ГИБДД :). Очень рекомендуется доставлять авто, как до места проведения тренировок, так и на соревнования при помощи буксира, либо на жесткой сцепке, либо с использованием (полу)прицепа. Напоминаю, техника безопасности на тренировках – целиком на совести спортсмена! Как собственной безопасности, так и окружающих.
Заявка на соревнования.
Предположим, что Вы прошли по здоровью, определились с классом, нашли авто, подготовили его по всем правилам, приоделись и даже хорошо потренировались. Когда и куда ехать за первым местом? На эти вопросы поможет ответить календарь соревнований. Такой календарь должен быть опубликован на сайте вашего регионального министерства. Если по каким то причинам вы его не нашли, можно опять обратиться на сайт РАФ, в раздел «Календари». Там ежегодно публикуются все соревнования как регионального (вкладка «Региональные календари»), так и всероссийского (вкладка «Календарь РАФ») уровня.
Условия проведения соревнований отражаются в соответствующем «РЕГЛАМЕНТЕ», который публикуется за месяц до соревнований (в интернете или печатных изданиях). В регламенте будет опубликовано расписание соревнований, которые проводятся обычно в два дня: первый (суббота) – тренировки, хронометраж и отборочные заезды, второй (воскресение) – открытие соревнований, финалы, награждение победителей, закрытие.
Так, отлично, дату и место выбрали! Что дальше? Куда пойти, куда податься и кому заявить свое «хочу гоняться»? Опять читаем регламент соревнования - там будет опубликован телефон и срок подачи предварительных заявок. С этого момента вы уже одной ногой на пьедестале.
Любое соревнование начинается с Административной проверки. На ней вы заполните заявку на участие и представите документы (какие - описано опять же в Регламенте).
После «Административной проверки» необходимо предоставить свой спортивный болид на проверку в техническую комиссию, которая проведет предварительный технический осмотр и зафиксирует замечания в специальном протоколе (если они будут). К началу соревнований все замечания должны быть устранены.
Кажется, ВСЕ! Да, похоже все, теперь - вперед на соревнования!
Но это уже совсем другая история…
Надеюсь, я достаточно четко и ясно смог осветить возможные вопросы, и удовлетворить ваш интерес. Если что-то упустил - не беда, всегда можно проконсультироваться в своей региональной федерации, занимающейся автомобильным спортом.
Желаю всем желающим и начинающим гонщикам удачи и терпения. Пусть ваше желание и страсть к автоспорту не угасает!