Страх. Что является его воплощением? Не знаю, что ответили вы, но для меня олицетворением ужаса является именно «Cияние» Стэнли Кубрика. Ничего более пугающего, пронизывающего до самых костей я никогда еще не встречал. Один может назвать картину слишком холодной и затянутой, другой - наоборот, шедевром на все времена. В любом случае, история сумасшествия неудачливого учителя Джека Торренса не может оставить равнодушным. Сегодня же я хотел бы поделиться своей точкой зрения об этом произведении и разобраться, чем же так запомнилась любителям кинематографа самая известная экранизация Стивена Кинга.
Актеры
В первую очередь, хотел бы отметить прекрасную игру актеров: неподражаемый Джек Николсон, отлично передавший постепенное безумие главного героя, Шелли Дюваль в роли многострадальной жены Торренса, удивило амплуа «сияющего мальчугана» Дэнни Ллойда, к сожалению, молодой актер в последствии не захотел связывать жизнь со сценой. Отмечу также Филипа Стоуна, сыгравшего предыдущего смотрителя и Скэтмэна Крозерса — обладающего «Сиянием» шеф-повара в отеле Overlook.
Перфекционизм Кубрика
«Сияние» было бы обычным блеклым лучиком, если бы не кропотливая работа режиссёра. У Стивена Кубрика с этим как раз всё в порядке, может, даже через-чур: издеваться над Шелли Дюваль и подговаривать сьемочную группу не общаться и не поддерживать её для правдоподобной игры — всё же перебор, не так ли? Сама актриса, кстати, отнеслась к этому с пониманием. Исполнителя главной роли Джека Николсона тиран Кубрик заставлял есть бутерброды с сыром, из-за которых того постоянно тошнило. Знаменитую сцену, где из лифта хлещет кровь, снимали чуть больше года. Нескончаемые дубли откровенно выматывали актеров например, кадр, где к малышу Дэнни подкатывается мячик, снимался 60 раз. По итогу, сьемки длились 51 неделю, вместо запланированных ранее 17-и.
Важную роль сыграли здесь и шикарные декорации: Оверлук и его окрестности выглядят просто восхитительно и задают тон нужной атмосфере.
Сюжет
Сценаристом выступил все тот же великий и ужасный Кубрик. Главный герой — Джек Торренс, злополучный учитель, периодически страдающий от алкоголизма. В поисках лучшей жизни, филистер решает устроиться смотрителем на зиму в Оверлук — роскошный горный отель, где, параллельно обязанностям, планирует начать карьеру писателя. Первая сцена — собеседование Джека происходит в кабинете Уллмана — директора гостиницы.
Будущего литератора предупреждают о предстоящей работе: Оверлук будет пустовать целых пять месяцев и за это время от одиночества может поехать крыша, что и случилось у предыдущего обывателя - Дилберта Грэйди, у бедняги окончательно помутнел рассудок и он застрелился, попутно забрав на тот свет жену и дочерей. С ними, кстати, мы еще увидимся. На Торранса рассказ вообще не произвел никакого впечатления и беседа окончилась успешно. После этого нас знакомят с Дэнни и Венди Торранс — сыном и женой протагониста.
Пятилетний мальчик постоянно разговаривает со своим воображаемым другом по имени Тони, живущим у него во рту. Родители не предают этому особого значения, однако это не просто плод дурной фантазии: Тони умеет предсказывает будущее и демонстрировать Дэнни отрезки из прошлого. Воображаемый кент не в восторге от предстоящей поездки в горы и на вопрос любопытного Дэнни показывает ему очередное видение: устрашающие потоки крови, льющие из лифта отеля. Увиденное шокировало мальца и он падает в обморок, а испуганная мать вызывает доктора. Врач обследует юного Торренса и никаких болезней не обнаруживает. Из разговора с матерью становится известно, что все эти странности появились у Дэнни после того, как его отец напился и вывихнул ему руку. После Джек поклялся жене, что и каплю в рот не возьмет.
Семья наконец переезжает в отель, где в день отъезда персонала для них проводят экскурсию. По словам Уллмана, Оверлук построен в начале 20-го века на месте древнего индейского кладбища и имеет головокружительную историю: здесь бывали четыре президента и практически вся элита того времени. Рядом с гостиницей располагается загадочный лабиринт, основанный в одно время с отелем. Торрансы знакомятся с Диком Хэллораном — любезным шеф-поваром отеля, проявившим особый интерес к ясновидящему спиногрызу. Кухмейстер, как оказалось, также обладает этим даром и ментально приглашает мальчика поесть мороженного.
У персонажей развязывается любопытный диалог, из которого становится известно о нехорошей сущности этого места. По словам Дика, Оверлук также обладает неким сиянием и его зловещий дух во многом связан с ужасными событиями, произошедшими именно здесь. Повар предупреждает Дэнни об опасностях и настоятельно рекомендует ни в коем разе не посещать комнату 237.
Прошел первый месяц изоляции. Джек никак не может сосредоточиться на писательском ремесле и постепенно отдаляется от жены, которую и винит во всех своих несчастьях. Дэнни всё больше беспокоят духи отеля: время от времени он встречает двух девочек-сестер, зарубленных топором еще в 1970-ом. Однажды, исследуя отель, малыш обнаруживает комнату 237 открытой. Не смотря на все предупреждения Хэллорана, любопытный Дэнни решается в неё зайти. В это время Вэнди слышит крики из зала: главе семейства приснился страшный сон, в котором он убил её и сына. Внезапно, появляется Дэн с огромной ссадиной на шее. Вэнди, естественно, обвиняет в содеянном уже давно провинившегося мужа.
Ошеломленный Джек направляется в Золотой Зал отеля, где подмечает пустую барную стойку. «Я бы душу сейчас отдал за глоток выпивки» - прозвучало из уст главного героя. Неожиданно появляется бармен Ллойд, а когда-то еще пустой бар теперь полон алкогольных напитков. Трактирщик наливает Джеку, а он, в свою очередь, достает кошелек, совершенно не понимая того, что сделка с дьяволом уже совершена и расплатился он своей душой. Прибегает Вэнди, (бармэн и выпивка моментально испарились), и рассказывает Джеку об ужасах комнаты 237: какая то девушка пыталась задушить там их сына. Торранс ухмыльнулся и отправился в нужный номер.
Там он обнаруживает голую красавицу и целует её, пока не замечает в отражении зеркала, что в объятьях он у разлагающегося трупа старухи. Джек в ужасе покидает комнату, бабуля же следует за ним, зловеще хохоча. Торранс возвращается к жене с сыном и врет им, что комната пуста. Венди предлагает уехать из злосчастного отеля и отвести сына к психиатру. Предложение жены окончательно сорвало и без того психически неустойчивого Джека и он выбежал из комнаты в порыве ярости. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, Дэнни связывается с шеф-поваром Хэллораном с помощью сияния. Тот немедленно отправляется в путь.
Джек блуждает по отелю и вновь приходит в Золотой Зал, где обнаруживает целую вечеринку с кучей гостей. Среди официантов оказывается Дилберт Грейди — предыдущий смотритель. Джек узнает коллегу и говорит, что знает о всех его злодействах. Дилберт же оправдывается, что он просто наказал своих жену и дочерей, которым сей отель не понравился и приказывает сделать то же самое Джеку. При этом добавляет, что смотрителем он всегда был только лишь официантом, а смотрителем — Торранс. Венди, прихватив с собой биту, отправляется в зал, где всё это время трудился Джек и обнаруживает, что все, написанное им за месяц - повторенная тысячу раз на каждой странице фраза : «Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья».
Внезапно появляется разъяренный Джек и пытается отобрать у нее биту, чтобы, как он говорит, вправить мозги. Вэнди оглушает психа и тащит в холодильник. После запирает его и отправляется осматривать снегоход. Как оказалось, отель всё предусмотрел: машина успешно выведена из строя, а другого способа убраться из этой дыры нет. От безысходности она отправляется к сыну, пока Джека освобождает уже нам известный Грэйди. Когда-то еще любящий муж и отец берёт пожарный топор и отправляется на поиски членов семьи. Торранс поднимается к ним в номер и с помощью топора врывается в комнату. История повторяется. Вэнди удается затаиться с сыном в ванной. Игра в прятки явно не их конек. Тем не менее, Дэнни удается пролезть на улицу через маленькое окошко.
Жена осталась наедине с мужем и их воссоединению препятствует только дверь. Но не надолго: Джек яростно начинает рубить на кусочки дверь, Вэнди не остается ничего, кроме как просить пощады и размахивать ножом. Казалось бы, безысходность, но внезапно слышится шум вездехода за окном: приехал Дик Хэллоран. НЕУЖЕЛИ! Торранс явно проголодался и отправляется на поиски кухаря. Убив повара, отец начинает охоту за своим сыночкой, от безнадеги, мальчишка убегает в знаменитый лабиринт, где спрятаться будет намного легче.
В это время Вэнди бегает по отелю и встречается с различного рода призраками, скелетами индейцев и трупом шеф-повара. Погоня в самом разгаре: до цели всего пару метров, но с помощью хитрого трюка со следами на снегу Дэнни удается обмануть отца и выбраться из Кносского лабиринта. Джек же окончательно заблудился, а позже и вообще замерз под дивный шум спасительного вездехода.
В конце нам показывают стену с фотографиями, на которых запечатлены самые значимые события из жизни отеля. На одном из черно-белых снимков присутствует улыбающийся в толпе Джек. Фото датируется июлем 1921-го.
Смысл
Есть много теорий относительно замысла этого фильма, некоторые даже считают, что это извинения Кубрика за фальшивые сьемки высадки американцев на Луну. Мне же нравится версия о бесконечном повторении. Отель Оверлук — обычный призрак прошлого, который преследует Джека Торренса и его семью на протяжении всего фильма. Кубрик хотел показать, как былое давит на нас своим грузом. И тот, кто не извлекает из прошлого уроков — обязательно его повторит, что и случилось с главным героем Сияния, оставшимся призраком отеля навсегда
.