Найти в Дзене

Сияние - культовый триллер от великого и ужасного

Страх. Что является его воплощением? Не знаю, что ответили вы, но для меня олицетворением ужаса является именно «Cияние» Стэнли Кубрика. Ничего более пугающего, пронизывающего до самых костей я никогда еще не встречал.

Страх. Что является его воплощением? Не знаю, что ответили вы, но для меня олицетворением ужаса является именно «Cияние» Стэнли Кубрика. Ничего более пугающего, пронизывающего до самых костей я никогда еще не встречал. Один может назвать картину слишком холодной и затянутой, другой - наоборот, шедевром на все времена. В любом случае, история сумасшествия неудачливого учителя Джека Торренса не может оставить равнодушным. Сегодня же я хотел бы поделиться своей точкой зрения об этом произведении и разобраться, чем же так запомнилась любителям кинематографа самая известная экранизация Стивена Кинга.

-2

Актеры

В первую очередь, хотел бы отметить прекрасную игру актеров: неподражаемый Джек Николсон, отлично передавший постепенное безумие главного героя, Шелли Дюваль в роли многострадальной жены Торренса, удивило амплуа «сияющего мальчугана» Дэнни Ллойда, к сожалению, молодой актер в последствии не захотел связывать жизнь со сценой. Отмечу также Филипа Стоуна, сыгравшего предыдущего смотрителя и Скэтмэна Крозерса — обладающего «Сиянием» шеф-повара в отеле Overlook.

-3

Перфекционизм Кубрика
«
Сияние» было бы обычным блеклым лучиком, если бы не кропотливая работа режиссёра. У Стивена Кубрика с этим как раз всё в порядке, может, даже через-чур: издеваться над Шелли Дюваль и подговаривать сьемочную группу не общаться и не поддерживать её для правдоподобной игры всё же перебор, не так ли? Сама актриса, кстати, отнеслась к этому с пониманием. Исполнителя главной роли Джека Николсона тиран Кубрик заставлял есть бутерброды с сыром, из-за которых того постоянно тошнило. Знаменитую сцену, где из лифта хлещет кровь, снимали чуть больше года. Нескончаемые дубли откровенно выматывали актеров например, кадр, где к малышу Дэнни подкатывается мячик, снимался 60 раз. По итогу, сьемки длились 51 неделю, вместо запланированных ранее 17-и.

Важную роль сыграли здесь и шикарные декорации: Оверлук и его окрестности выглядят просто восхитительно и задают тон нужной атмосфере.

-4

Сюжет
Сценаристом выступил все тот же великий и ужасный Кубрик. Главный герой Джек Торренс, злополучный учитель, периодически страдающий от алкоголизма. В поисках лучшей жизни, филистер решает устроиться смотрителем на зиму в Оверлук роскошный горный отель, где, параллельно обязанностям, планирует начать карьеру писателя. Первая сцена собеседование Джека происходит в кабинете Уллмана директора гостиницы.

-5

Будущего литератора предупреждают о предстоящей работе: Оверлук будет пустовать целых пять месяцев и за это время от одиночества может поехать крыша, что и случилось у предыдущего обывателя - Дилберта Грэйди, у бедняги окончательно помутнел рассудок и он застрелился, попутно забрав на тот свет жену и дочерей. С ними, кстати, мы еще увидимся. На Торранса рассказ вообще не произвел никакого впечатления и беседа окончилась успешно. После этого нас знакомят с Дэнни и Венди Торранс сыном и женой протагониста.

-6

Пятилетний мальчик постоянно разговаривает со своим воображаемым другом по имени Тони, живущим у него во рту. Родители не предают этому особого значения, однако это не просто плод дурной фантазии: Тони умеет предсказывает будущее и демонстрировать Дэнни отрезки из прошлого. Воображаемый кент не в восторге от предстоящей поездки в горы и на вопрос любопытного Дэнни показывает ему очередное видение: устрашающие потоки крови, льющие из лифта отеля. Увиденное шокировало мальца и он падает в обморок, а испуганная мать вызывает доктора. Врач обследует юного Торренса и никаких болезней не обнаруживает. Из разговора с матерью становится известно, что все эти странности появились у Дэнни после того, как его отец напился и вывихнул ему руку. После Джек поклялся жене, что и каплю в рот не возьмет.

-7

Семья наконец переезжает в отель, где в день отъезда персонала для них проводят экскурсию. По словам Уллмана, Оверлук построен в начале 20-го века на месте древнего индейского кладбища и имеет головокружительную историю: здесь бывали четыре президента и практически вся элита того времени. Рядом с гостиницей располагается загадочный лабиринт, основанный в одно время с отелем. Торрансы знакомятся с Диком Хэллораном любезным шеф-поваром отеля, проявившим особый интерес к ясновидящему спиногрызу. Кухмейстер, как оказалось, также обладает этим даром и ментально приглашает мальчика поесть мороженного.

-8

У персонажей развязывается любопытный диалог, из которого становится известно о нехорошей сущности этого места. По словам Дика, Оверлук также обладает неким сиянием и его зловещий дух во многом связан с ужасными событиями, произошедшими именно здесь. Повар предупреждает Дэнни об опасностях и настоятельно рекомендует ни в коем разе не посещать комнату 237.

-9

Прошел первый месяц изоляции. Джек никак не может сосредоточиться на писательском ремесле и постепенно отдаляется от жены, которую и винит во всех своих несчастьях. Дэнни всё больше беспокоят духи отеля: время от времени он встречает двух девочек-сестер, зарубленных топором еще в 1970-ом. Однажды, исследуя отель, малыш обнаруживает комнату 237 открытой. Не смотря на все предупреждения Хэллорана, любопытный Дэнни решается в неё зайти. В это время Вэнди слышит крики из зала: главе семейства приснился страшный сон, в котором он убил её и сына. Внезапно, появляется Дэн с огромной ссадиной на шее. Вэнди, естественно, обвиняет в содеянном уже давно провинившегося мужа.

-10

Ошеломленный Джек направляется в Золотой Зал отеля, где подмечает пустую барную стойку. «Я бы душу сейчас отдал за глоток выпивки» - прозвучало из уст главного героя. Неожиданно появляется бармен Ллойд, а когда-то еще пустой бар теперь полон алкогольных напитков. Трактирщик наливает Джеку, а он, в свою очередь, достает кошелек, совершенно не понимая того, что сделка с дьяволом уже совершена и расплатился он своей душой. Прибегает Вэнди, (бармэн и выпивка моментально испарились), и рассказывает Джеку об ужасах комнаты 237: какая то девушка пыталась задушить там их сына. Торранс ухмыльнулся и отправился в нужный номер.

-11

Там он обнаруживает голую красавицу и целует её, пока не замечает в отражении зеркала, что в объятьях он у разлагающегося трупа старухи. Джек в ужасе покидает комнату, бабуля же следует за ним, зловеще хохоча. Торранс возвращается к жене с сыном и врет им, что комната пуста. Венди предлагает уехать из злосчастного отеля и отвести сына к психиатру. Предложение жены окончательно сорвало и без того психически неустойчивого Джека и он выбежал из комнаты в порыве ярости. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, Дэнни связывается с шеф-поваром Хэллораном с помощью сияния. Тот немедленно отправляется в путь.

-12

Джек блуждает по отелю и вновь приходит в Золотой Зал, где обнаруживает целую вечеринку с кучей гостей. Среди официантов оказывается Дилберт Грейди — предыдущий смотритель. Джек узнает коллегу и говорит, что знает о всех его злодействах. Дилберт же оправдывается, что он просто наказал своих жену и дочерей, которым сей отель не понравился и приказывает сделать то же самое Джеку. При этом добавляет, что смотрителем он всегда был только лишь официантом, а смотрителем — Торранс. Венди, прихватив с собой биту, отправляется в зал, где всё это время трудился Джек и обнаруживает, что все, написанное им за месяц - повторенная тысячу раз на каждой странице фраза : «Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья».

-13

Внезапно появляется разъяренный Джек и пытается отобрать у нее биту, чтобы, как он говорит, вправить мозги. Вэнди оглушает психа и тащит в холодильник. После запирает его и отправляется осматривать снегоход. Как оказалось, отель всё предусмотрел: машина успешно выведена из строя, а другого способа убраться из этой дыры нет. От безысходности она отправляется к сыну, пока Джека освобождает уже нам известный Грэйди. Когда-то еще любящий муж и отец берёт пожарный топор и отправляется на поиски членов семьи. Торранс поднимается к ним в номер и с помощью топора врывается в комнату. История повторяется. Вэнди удается затаиться с сыном в ванной. Игра в прятки явно не их конек. Тем не менее, Дэнни удается пролезть на улицу через маленькое окошко.

-14

Жена осталась наедине с мужем и их воссоединению препятствует только дверь. Но не надолго: Джек яростно начинает рубить на кусочки дверь, Вэнди не остается ничего, кроме как просить пощады и размахивать ножом. Казалось бы, безысходность, но внезапно слышится шум вездехода за окном: приехал Дик Хэллоран. НЕУЖЕЛИ! Торранс явно проголодался и отправляется на поиски кухаря. Убив повара, отец начинает охоту за своим сыночкой, от безнадеги, мальчишка убегает в знаменитый лабиринт, где спрятаться будет намного легче.

-15

В это время Вэнди бегает по отелю и встречается с различного рода призраками, скелетами индейцев и трупом шеф-повара. Погоня в самом разгаре: до цели всего пару метров, но с помощью хитрого трюка со следами на снегу Дэнни удается обмануть отца и выбраться из Кносского лабиринта. Джек же окончательно заблудился, а позже и вообще замерз под дивный шум спасительного вездехода.

-16

В конце нам показывают стену с фотографиями, на которых запечатлены самые значимые события из жизни отеля. На одном из черно-белых снимков присутствует улыбающийся в толпе Джек. Фото датируется июлем 1921-го.

Смысл
Есть много теорий относительно замысла этого фильма, некоторые даже считают, что это извинения Кубрика за фальшивые сьемки высадки американцев на Луну. Мне же нравится версия о бесконечном повторении. Отель Оверлук — обычный призрак прошлого, который преследует Джека Торренса и его семью на протяжении всего фильма. Кубрик хотел показать, как былое давит на нас своим грузом. И тот, кто не извлекает из прошлого уроков — обязательно его повторит, что и случилось с главным героем Сияния, оставшимся призраком отеля навсегда

-17

.