Найти тему
Листки календаря

Фарфор СССР филиал Дулевского фарфорового завода г.Рига Латвия

Фото из частной коллекции фарфора автора
Фото из частной коллекции фарфора автора

Если обратить внимание на национальный состав рабочих фарфоро-фаянсовой фабрики М.С. Кузнецова, а именно так назывался завод по производству фарфора в г.Рига (филиал Дулевского фарфорового завода), то видно, что большинство их составляли русские и литовцы, то есть не местная рабочая сила (коренные жители латыши), и в особых случаях приглашали специалистов из-за границы. Основной причиной создания фарфоро-фаянсовой промышленности в XIX веке в г.Риге являлась возможность сбыта готовой продукции, так как транспортировка хрупкой посуды из других более отдаленных мест производства была связана с большими рисками, лишними потерями и затратами. От автора: обратите внимание специализация ДФЗ, в тот период - это столовая посуда для трактиров.

листаем фото

г.Рига в конце XIX века была западными морскими воротами Российской империи. Продукцию можно было реализовывать как по Прибалтике, так и экспортировать за границу по всему миру. Расширяя фарфоровое производство, С.Т.Кузнецов в 1841г. основал первую фабрику (как и откуда появился Кузнецовский фарфор можно прочесть в конце статьи по ссылке). Ее построили в г.Дрейлинсбурге (современное название г.Дрейлини) вблизи города Риги, но продукцию она начала давать только в 1843г. Эта фабрика была первой, но не единственной в г.Риге. Например, в 1886г. еще один завод по производству фарфора основал немец Якоб Ессен. От автора: первая мировая война остановила производство фарфора в г.Риге на длительное время. В начале сократился только объем производства. Приближение к городу фронта полностью прекратило работу фабрики, как и других заводов. В октябре 1915г. рабочие и большая часть оборудования были эвакуированы в отдаленный от фронта район - на Украину в г.Славянск, где у Ессена была вторая фабрика. Из архивных документов можно судить о том, что на месте осталась недвижимость (корпуса), малоценный инвентарь, мебель, сырьё и некоторые вспомогательные материалы.

После революции в г.Риге находилась единственная и последняя фабрика, принадлежащая Кузнецовым, которая начала работать 1 октября 1920 года.

Через год, а именно: 1 мая 1921г. М.С.Кузнецов открыл филиал фабрики в районе города Милгра́висе, на базе бывшего завода Я.К.Ессена. На второй год после возобновления работы фабрики было учреждено товарищество М.С.Кузнецова, статус которого Министерство Финансов утвердило 14 октября 1922г. О каком-либо техническом прогрессе нельзя было и думать. Технология оставалась на уровне Первой мировой войны. На фабрике преобладал тяжелый ручной труд. В 1928г. выпуск фарфоровой продукции несколько увеличился, а фаянсовый остался на уровне 1926г. В связи с экономическим кризисом конец 20-х – начало 30-х годов оказался для фабрики особенно трудным. Особенно тяжелым был 1933г., в 1934г. производство было несколько расширено. На дальнейшую работу фабрики М.С.Кузнецова повлияла Вторая мировая война.

После окончания Второй мировой войны Кузнецовская и Ессенская фарфоровые фабрики были объединены в Рижский фарфоровый завод. С 1953г. на фабрике работала художник Зина Улсте, которая на многие десятилетия определила дизайн и орнаментальный стиль его изделий.

Фотоколлаж составлен автором. Скульптура «Лиго», 1950-1960г.г., автор модели Зина Улсте роспись Илга Ванага, фарфор, высший сорт, высота 13,5см. Скульптура «Лиго», 1950-1960г.г., автор модели Зина Улсте, фарфор, высота 13,1см.
Фотоколлаж составлен автором. Скульптура «Лиго», 1950-1960г.г., автор модели Зина Улсте роспись Илга Ванага, фарфор, высший сорт, высота 13,5см. Скульптура «Лиго», 1950-1960г.г., автор модели Зина Улсте, фарфор, высота 13,1см.
Фото автора. Клеймо завода РФЗ.
Фото автора. Клеймо завода РФЗ.

Однако авторская роспись по фарфору в эти годы не пользуется популярностью, индивидуальные изделия художников на выставках можно увидеть крайне редко.

листаем фото

Так же из под руки этого скульптора вышла эта скульптура: ЧИО ЧИО САН. «Мадам Баттерфляй».

Фотоколлаж составлен автором
Фотоколлаж составлен автором

РФЗ широко использовал национальные мотивы в массовом производстве, и тем не менее детальную прорисовку сохранили.

листаем фото

Помимо скульптуры присутствовала так же тема анималистики

Фото из частной коллекции фарфора автора.
Фото из частной коллекции фарфора автора.

В период 1970-1980г.г. так же был выпущена серия Штоф для вина с шестью рюмками на подтарельники, к сожалению автору статьи не удалось найти из открытых источников автора модели и автора росписи, поэтому предоставляю Вам фото этой серии.

листаем фото

В 1997г. Рижский фарфоровый завод оказался на грани банкротства и прекратил свою деятельность. Непродолжительное время завод имел вот такой вид.

листаем фото

Остатки от завода растащили, разграбили или просто уничтожили. В 2018г. на месте завода построили торговый развлекательный центр который носит название «Акрополь». Часть коллекции завода удалось спасти, и на ее основе энтузиастами и просто не равнодушными частными коллекционерами был создан Рижский музей фарфора, большинство изделий осели в частных коллекциях. Сейчас в музее регулярно проводятся различные выставки, лекции с участием известных художников и работает мастерская росписи фарфора. Изделия застрахованы и поэтому коллекционеры без опаски предоставляют для выставки свои коллекции фарфора. От автора: обратите внимание как напоминает выставки из частных коллекций редких картин и предметов искусства.

-11

Поддерживайте мой канал своими лайками 👍Подписывайтесь, комментируйте и делитесь с друзьями. Для вас это мелочи, а мне приятно! 💖

Начало Фарфор СССР воплощение сказок П.Бажова здесь

Продолжение следует

Поддерживайте мой канал своими лайками 👍Подписывайтесь, комментируйте и делитесь с друзьями. Для вас это мелочи, а мне приятно! 💖