Посмотрел новенький фильм «Мулан», по китайской легенде о Хуа Мулань, которая пошла на войну, вместо своего престарелого отца, переодевшись мужчиной. Фильм производства американской студии «Дисней» совместно с Китаем.
Есть смешное выражение: «дружба дружбой, а пирожки врозь». А здесь всё наоборот: торговая война — войной, а фильмы — вместе.
Сама история женщины, которая под видом мужчины ушла на войну, стара, как мир. В нашем кинематографе она получила воплощение в кинокомедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», поставленной по пьесе в стихах «Давным-давно» Николая Гладкова.
Пока смотрел фильм про Мулан, или правильнее (и женственнее) — про Мулань, что с китайского означает «магнолия», невольно проводил параллели с нашим фильмом про гусар.
В диснеевском фильме до этого не дошло. Или, говорят, сцену поцелуя в итоговом варианте вырезали, чтобы угодить китайским зрителям, для которых Хуа Мулань прежде всего народный герой и полководец.
Попытка угодить и нашим и вашим (китайцам и американцам) привела к тому, что сюжет оказался довольно таки скучным и шаблонным. Да и игра актёров не поразила воображения.
За шутками воинов, времён империи Северная Вэй, порой видятся типичные сальные шуточки американских рейнджеров.
Красивые боевые сцены, ради которых раньше я только и смотрел китайские фильмы, уже не особо впечатляют. Когда уже давно знаешь, что в основном это трюки и компьютерная графика.
Китайский фильм «Герой» 2002 года, где играл тот же Джет Ли, который в истории о Мулан играет императора, был последним фильмом, который я смотрел с целью насладиться боевым искусством китайцев.
Но уже и там было слишком много полётов, беганья по воде, нечеловеческой ловкости в слоу-мо и прочего проявления энергии "ци".
Хотя сам фильм «Герой» очень красивый. Китайцы, как и индусы, любят яркие наряды, необычные декорации, восхитительные природные ландшафты, но перебарщивают со спецэффектами.
В этом смысле фильм про Мулан напоминает китайский фильм «Герой», местами прям кажется, что это продолжение.
А ведь тот же Джет Ли больше мастер боевых искусств, чем актёр. И как он был хорош в фильме «Боевые искусства Шаолиня»! Благодаря этому фильму (и телеальманаху «Вокруг света») произошёл взрывной рост интереса молодёжи позднего СССР к китайским боевым искусствам.
Кстати, в этом фильме тоже была история с переодеванием одной китайской девушки, виртуозно владевшей ушу, в монаха. Её секрет раскрылся в конце фильма. Но поцелуя снова не было! Видимо, по китайским канонам кино, поцелуй не является хэппи-эндом.
Слоган истории про Мулан — «Loyal, Brave, True», то есть Верность, Храбрость, Честность. И в конце фильма появляется и четвёртая добродетель — Преданность семье.
Хорошие добродетели, за исключением Верности (лояльности) в её китайском понимании — радость умереть за императора.
Это как-то не близко западному зрителю, в том числе и мне. Да и многим современным китайцам, я думаю, тоже. Но фильм напоминает, что это хорошо и правильно.
Да, ещё похожая история есть у французов — про их народную героиню Жанну Д'Арк. Отличие лишь в том, что Жанну не пыталась выдавать себя за мужчину, хоть и воевала в мужской одежде.
В общем, «Мулан» — красивая легенда, которая в нужное время поднимает боевой дух. Такая история должна быть у каждого народа. Пойду что ли пересмотрю «Гусарскую балладу» 🤔
Ещё про кино:
Постсоветские фильмы, где не очерняется советский строй
Как влияли на детей фильмы про нинзя
25 фильмов для тех, кто учит английский