Почему пропадает желание тренироваться? Зачем люди стойко переносят страдания от преодоления марафонских и сверхмарафонских дистанций? Как поддержать у своих подопечных спортсменов мотивацию к упорным тренировкам? Это всё вопросы, которые затрагивают сферу мотивации. Сегодня начнем разбирать эти вопросы и сначала обратимся к мифам о мотивации.
Миф 1. Спортсмены обладают или не обладают мотивацией
Некоторые тренеры всерьёз считают, что одним спортсменам было дано от рождения упорство и высокая мотивация к тренировкам, а другим - лень и низкая мотивация. И это качество со временем не изменяется. Они не верят в то, что спортсмен и тренер могут развивать мотивацию. Для таких тренеров главная задача - найти мотивированных спортсменов, а не посвятить своё время решению вопросов в этой сфере психологической подготовки.
Реальность: По факту уровень мотивации у разных спортсменов, действительно, отличается. Однако это не является врожденным качеством. И тем более, эта характеристика спортсмена не является застывшей во времени. И улучшить мотивацию вполне возможно!
Миф 2. Тренер может дать мотивацию спортсмену
Другие тренеры видят мотивацию как нечто, что можно "передать" спортсмену. В спортивных фильмах этот миф особенно популярен. Главный герой проигрывает своему злобному оппоненту, и вот, когда, казалось, всё уже потеряно, тренер кричит: "Вспомни о стране/любимой девушке/погибшей собаке/ипотеке!", и спортсмен сразу же воспряёт духом и одерживает волевую победу!
Такие тренеры подготавливают лозунги и цитаты, рассуждают про разные вдохновляющие материи и вообще полагают, что пламенная речь перед игрой или боем - это пол-победы!
Реальность: Подготовка мотивирующей речи или цитаты - это может работать (а может, и нет!), однако составляет лишь крошечный кусочек арсенала приемов работы со сферой мотивации спортсмена. И главное, мотивация - это не есть нечто, что можно по желанию передать спортсмену. Эта сфера куда более сложная.
Миф 3. Мотивация - значит использование метода «кнута и пряника»
Наконец, некоторые тренеры полагают, что мотивация сводится к "кнуту и прянику" в отношении спортсмена. И всё, что должен делать тренер - это хитро использовать эти инструменты манипуляции спортсменом, чтобы добиваться нужного результата.
Реальность: Такая точка зрения может выглядеть убедительной, но если посмотреть на проблему глубже, то такая позиция исходит из убеждения, что внутри спортсмена нет желания делать что-то, и только наказания и поощрения способны сподвигнуть спортсмена к необходимым действиям.
И в завершении небольшой анекдот на тему вдохновляющих речей.
Солдаты на полигоне отрабатывают удар штыком. Жарко, тяжело, устали уже, особой бодрости нет. Тогда сержант обращается к ним с такой речью: "Солдаты! Представьте, что перед вами не просто соломенные чучела, а враги! Враги, которые пришли к вам в страну, сожгли ваши дома, убили ваших родителей, захватили в плен ваших жен и выпили ваше пиво!"
Солдаты кидаются энергично колоть соломенные чучела. Но один из них с оскаленными зубами подбегает к сержанту и спрашивает: "Покажите, кто именно из них выпил моё пиво?!!"