Некогда Москва (а вернее всего сказать её бородатый предок) была деревней со скромным названием Кучково. Сейчас же российская столица сама соткана из сотен бывших населенных пунктов, при том не только из тех, которые дали имя большим районам в черте города, таким, например, как Кузьминки, Строгино, Жулебино, но также из таких, которые имели статус самостоятельных сёл ещё каких-то несколько лет назад.
В какой-то момент меня начал одолевать вопрос: а есть ли в составе «старой» (той, которая ещё не упёрлась в границы Калужской области) Москвы такие населённые пункты, которые сохранили деревенский шарм, при этом находясь в административном подчинении столицы? Как оказалось, есть, причём таких поселений немало. В частности, достаточно известный поселок Сокол.
Я не стал гуглить – подошел к решению вопроса извилистым, но более интересным путём – открыл спутниковые карты и стал исследовать Москву в поисках непривычно сельского для города вида. И, спустя какое-то время, не успев устать от промзон и спальных кварталов, мой взгляд зацепился за странный объект на юге Москвы, который расположился не так далеко от внешней стороны МКАДа, аккурат за многоэтажными фавелами Южного Бутова. Вот только интерес у меня вызвал не посёлок, который с высоты птичьего полёта кажется обычным СНТ, коих встречается в изобилии буквально в двух шагах от кольцевой, а то, что его буквально ОКРУЖАЕТ. Обычный с виду посёлок находится в железнодорожном кольце. Пара простых кликов мышкой и перед моим взором возникло название Новокурьяново. Тут уж я решил не брезговать поисковыми запросами и выяснить, что это за селение и почему оно окружено железной дорогой на манер средневекового рва. А когда закончил с чтением, решил посетить деревню самостоятельно, тем более, что добираться туда стало очень удобно – спасибо МЦД.
Новокурьяново - почему вокруг железная дорога?
Люди с богатым воображением, равно как и любители научной фантастики могут подумать, что в решении строить посёлок внутри такого кольца был какой-то научно-исследовательский смысл, другие решат, что изначально была железная дорога, а поселение внутри неё основано для проживания работников вместе с семьями. Ключевой вопрос в этих полярных мнениях наверняка заметили внимательные читатели – а что, собственно появилось раньше – железнодорожное кольцо или деревня? И самый главный вопрос – а почему вообще избрали именно такой вариант строительства? Оказалось, точного ответа дать не может никто и это очень типичная история для Москвы.
Начиная со времен создания СССР и, преодолев спад, вызванный ВОВ, Москва очень активно застраивалась – как подобает новой столице пролетарского государства. Градостроители давали архитекторам, инженерам и строителям чрезвычайно сложные в исполнении задачи. Интересы же простых пролетариев зачастую не интересовали партийных работников, в частности об улучшении жилищных условий людей думали в последнюю очередь. Поэтому, когда Москву в очередной раз расширили, причём расширялась она хаотично на всех этапах, под каток нового градостроительного плана в начале 1950-х годов попала деревня Курьяново, которая располагалась в некогда живописном месте – излучине Москвы-реки, что находится ниже по течению, сразу же за Южным речным портом. Саму деревню снесли и аккурат на её месте построили станцию аэрации, которая позже получила название Курьяновской – по имени исчезнувшего с карт селения (стоит отметить, что есть версия, что переселение состоялось еще в 1930-х годах и это тема для отдельных споров, поскольку нет такого москвоведа, который точно ответит на вопрос с этой датой).
Казалось бы, раз уж приняли такое решение в обход мнения жителей, то было бы замечательно переселить их в новые многоквартирные дома по соседству, что было бы в какой-то степени справедливой мерой – на безрыбье и рак щука. Тем более что для работников станции аэрации в плане был заложен рабочий посёлок и вполне можно было бы построить ещё 2-3 дома для бывших деревенских жителей. Ан нет. По традиции сталинского времени, люди, нужды в которых не нашлось, были переселены почти за двадцать километров на юг от родной деревни.
Местность оказалась куда более скромной – никакой живописной реки рядом – только поля, леса и железная дорога вокруг. До сих пор никто не может аргументировано ответить, почему была выбрана территория именно внутри этого кольца. Понятно одно - это было сделано без какой-либо задней мысли. Просто потому что было свободное место. Зато ответить, что это вообще за кольцо такое достоверно – запросто.
Экспериментальная кольцевая железная дорога ВНИИЖТ
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта – это ведущий российский НИИ, изучающий аспекты транспортных технологий в области железнодорожного транспорта, основанный под другим именем ещё аж в 1918 году, а сама кольцевая дорога была введена в эксплуатацию в 1932 и, как не трудно догадаться, была построена для экспериментов с железнодорожным подвижным составом. Причём это замечательное место сделано не только под нужды учёных и инженеров, которые занимаются проектированием, но и для всех работников железнодорожного транспорта. На этом небольшом по диаметру и длине железнодорожном кольце, представлены оба типа электрификации, которые использует железнодорожный транспорт, представлены все колейные разновидности железных дорог: от российской, до европейской и все особенности инфраструктуры. Даже есть пункт управления всеми процессами – он находится на 4 этаже здания Корпоративного университета РЖД, который возвышается с внешней стороны кольца.
Это своего рода воплощенная мечта юного железнодорожника – железная дорога в полный размер. В день посещения этой удивительной деревни я даже видел умилительную картину – пока я стоял и разглядывал советский паровоз на вечном приколе в виде памятника, на автомобильную парковку подъехал легковой автомобиль, из которого вышли трое крепких мужчин в спецовках. Один из молодых людей держал за ручку маленького мальчика лет 5. Вся эта процессия, после высадки из машины, проследовала в сторону локомотива, который, к слову, имеет именной статус и зовётся «Князь Владимир», что мирно стоял рядом с простенькой платформой, на которой, было ощущение, что только эти люди и поместятся. Внезапно, все эти мужчины, по очереди, вперед пропустив самого молодого «железнодорожника», погрузились внутрь транспорта. И, не успев я занять положение на платформе, чтобы сделать красивое фото локомотива, он включил голубоватые фары, загудел и тронулся с двумя вагонами, оставив остальные позади. В этот момент я даже не смог сдержать завистливого вздоха – я не то чтобы хотел покататься так в детстве, но и с радостью сделал бы это и сейчас. Надо было не зевать, а попроситься на борт, прокатиться хотя бы один кружок.
Хочу купить там недвижимость – возможно ли и насколько дорого?
Если есть деньги - все возможно. Только есть несколько юридических и практических сложностей, которые отобьют вам желание покупать там недвижимость. Начну с практических – на территории Новокурьянова отсутствует газ и водоснабжение. Да, тихий уголок с богатой природой в черте Москвы, не имеет таких привычных бытовых удобств, к которым все мы привыкли. Воду можно добыть двумя способами: первый – попросту купить в ближайшем магазине, который находится в Щербинке – не каждому будет удобно туда добираться; второй – использовать колодец. Только обязательно придется копать свой собственный, поскольку колодцы общего пользования на территории деревни, загрязнены по мнению московских экологов и на некоторых из «теремков» даже висит предостерегающее объявление.
С газом история примерно такая же – только покупать в баллонах и устанавливать в доме самостоятельно, самому же газ не добыть – в Новокурьянове, как это не удивительно, нет газовых месторождений. Еще к трудностям можно отнести то, что в деревне тишина длится только до тех пор, пока поезда не проводят испытания. Делают они это регулярно и подолгу, поэтому готовьте ваши уши к канонаде железнодорожных звуков, и если вы не фанат этой тематики, то вам явно будет неспокойно. Особенные эмоции у вас будут по летним утрам и вечерам, когда трава покрыта росой – когда вы выйдете из дома в сад, будет такое ощущение, что у вашей калитки на полной скорости проносится Сапсан.
Теперь о трудностях юридических. Так как деревушку несколько раз постанавливали выселять, государственные органы не торопятся ставить на кадастровый учет земельные участки и строения местных жителей. Как вы видите на кадастровой карте, на учете состоят только те участки, которые выделены прямоугольниками и помечены красными цифрами. Все прочие строения не зарегистрированы в установленном законом порядке и чисто юридически их вообще не существует – их невозможно купить, продать, сдать в аренду, а любой соответствующий договор будет признан недействительным.
Если вы до сих пор считаете, что предыдущие проволочки ерунда и купить участок в Москве, но при этом в деревне, все-таки хочется, то достаю свой финальный аргумент – готовьтесь выложить за один только земельный участок в Новокурьянове от 10 до 13 миллионов рублей за ~2,500 м.кв. Взять односпальную квартиру в зеленом районе Москвы будет куда более выгодным вложением.
Послесловие
Когда-то это была действительно настоящая деревня с совхозом, сельским клубом в котором по пятницам показывали кино и даже школой – которую закрыли, вы удивитесь, только несколько лет назад. И участь Новокурьяново постигла такая же, как и десятки тысяч других маленьких деревень – старики умирают, молодежь разъезжается, а балом правят дачники. Но деревня все еще существует.