Найти в Дзене
Пять с плюсом

Использование кассы букв как прием обучения грамоте.

Картинка с сайта Яндекс картинки
Картинка с сайта Яндекс картинки

К школьному логопеду часто направляются дети, которые на протяжении двух – трёх лет не могут овладеть чтением и письмом. В научном мире не умение овладеть процессом чтения носит название дислексия, а письмом – дисграфия. Эти два расстройства тесно связаны между собой. Как я писала раньше, эти ошибки происходят из – за недостаточно развитого фонематического слуха. Ребёнок не может слить буквы в слоги, а слоги в слова. Как правило, такой ребёнок читает по буквам (это называется побуквенное чтение). Очень часто искажает прочитанные слова. Обследуя каждый год учеников начальной школы на предмет «дисграфия», анализируя их диктанты, я очень часто задавала себе вопрос: «Почему с каждым годом детей, не умеющих грамотно писать диктанты, (дисграфиков) становиться всё больше и больше»? Если в начале моей трудовой деятельности их было один – два ученика в классе, то на данный момент - пять, шесть детей в одном классе не могут справиться с такими предметами как чтение и письмо. Да, конечно, у таких детей, не справляющихся с программой по чтению и письму, не очень развит фонематический слух. Но его и не развивают грамотно в период подготовки к обучению грамоте. Раньше во время занятий по подготовке к обучению грамоте логопеды на фронтальных занятиях, да и школьные учителя в первых классах, активно использовали кассу букв. Дети из букв выкладывали слоги, слова. Путём замены одной буквы образовывали новые слова, материал подбирался от простых слов к сложным, Спрашивали: «Какой первый звук в слове, какой второй»? Ставили соответствующие буквы (слова «ау», «уа»). Затем слова из трёх букв. Так же спросить какой первый, какой второй, какой третий звук в слове. Поставить соответствующую букву. Широко использовался такой приём как словообразование. Путём замены одной гласной буквы получить новое слово (бок, бак, бык). Даже не умеющие писать дети уже представляли мысленно, как пишется заданное слово, могли выложить из букв довольно таки сложные слова, предложения. Такая работа играет огромную роль в профилактике такой формы дисграфии, как пропуски и замена гласных букв. Дети должны найти в кассе определённую букву, составить слово. Тем самым у них формировалось внимание, сосредоточенность. В это время звуковой анализ и синтез слова развивается как бы между делом в процессе работы с кассой букв.

Но многие современные учителя и логопеды отказались от этой работы. Большие группы, классы, Работа с кассой предполагает большую подготовку к уроку, или к занятию. Необходимо перед уроком проверить наличие касс у каждого ученика, наличие определённого количества букв в кармашках, чтобы можно было составлять слова, наличие фишек для звукового анализа. Одно неловкое движение ученика и касса падает, буквы рассыпаются. И всё это может происходить во время урока или занятия. Всё это доставляет огромное неудобства учителю или логопеду, отнимает много сил и времени. Поэтому, может и по другим причинам преподаватели отказались от работы с кассой букв. В школах их встретишь всё реже и реже. А процент дисграфиков в начальной школе увеличивается, и мало кто задумывается по каким причинам.