История Nike – это пример успеха. Знаменитая спортивная фирма выросла из простого желания студента обладать качественной обувью. Такие рассказы вдохновляют людей на подвиги и наглядно иллюстрируют то, что главное в жизни – это желание. Читайте, вдохновляйтесь и действуйте.
Предыстория История Nike начинается в 1960 году. Именно в это время Фил Найт понимает, что ему не хватает денег на качественные ботинки. Фил занимался бегом, поэтому тренировался он много, не по одному часу в день. Все тренировки проходили в кроссовках, и из-за этого они быстро снашивались. Стоила спортивная обувь местного производства недорого 5$. Но кроссовки приходилось менять каждый месяц, и небольшая сумма, умноженная на 12 месяцев, превращалась в целое состояние для бедного студента. Конечно, была альтернатива. Дорогие кроссовки Adidas. Но откуда у молодого парня могло взяться 30$, чтобы купить на них кроссовки? Все эти обстоятельства поселяют в голову Фила Найта мысль о том, что неплохо бы создать собственный бизнес. Амбиции у парня были небольшие, он не хотел открывать производство. Его цель была помочь спортсменам своего округа иметь возможность купить качественную обувь по низкой цене. Фил поделился мыслью со своим тренером Биллом Боурменом. Билл поддержал намерения находчивого студента и мужчины решили основать свою фирму. Основание История создания Nike начинается с поездки Фила в Японию. Молодой человек подписывает контракт с компанией Onitsuka. Интересный факт заключается в том, что на момент подписания контракта Фил и Билл не были зарегистрированы, как владельцы какой бы то ни было фирмы. Все юридические проблемы парни уладили, вернувшись на родину. Студент и его преподаватель сняли фургончик и из него стали торговать кроссовками. Торговля у них пошла бойко. Местные спортсмены оценили качество обуви и приемлемую цену. За год Филу и Биллу удалось заработать баснословные для обоих деньги – 8000$.
Фирма, основанная Филом Найтом и Биллом Боурменом получила название Blue Ribbon Sports. Согласитесь, название не самое простое и не запоминающиеся. История Nike неразрывно связана с третьим человеком команды. Им стал Джефф Джонсон. Мужчина был менеджером по образованию. Именно к нему и обратился Фил. Джефф рассудил, что название Blue Ribbon Sports не подходит для спортивного бизнеса. Нужно придумать что-то короткое, но в то же время символичное. В 1964 году компания была переименована в Nike. История компании соответствует громкому имени. Мало кто сегодня знает, что Nike – это английское написание известной всему миру богини Ника. Крылатой статуе поклонялись воины, так как считалось, что она помогает одерживать победы над противником.
История логотипа
Сегодня знаменитая "галочка" неразрывно связана с компанией Nike. Но так было не всегда. Хотя нужно признать, простота и лаконичность логотипа позволила ему пережить незначительные изменения. История компании Nike сегодня связывается с ней, так почему же именно она украшает всю спортивную продукцию? На самом деле знак – это свуш. Так называли крылья знаменитой богини победы. Свуш придумала студентка Кэролин Дэвидсон. У Фила и его команды не было денег на то, чтобы нанимать профессионального дизайнера. Так что лого, которое обошлось компании в 30$, всех вполне устроило. Изначально свуш был расположен не отдельно от надписи, а был ее фоном. Само название было написано курсивом. Изучая историю логотипа Nike, многие могут удивиться тому, что создатели мало заботились о его переработке. Основатели всегда считали, что лицом компании является не их логотип, а качество выпускаемой продукции.
Появление слогана
Как и любая другая крупная компания, Nike имеет свой слоган. Как же он появился? Существует две основные версии происхождения знаменитого «Just Do It». По первой версии источником для вдохновения стала фразу Гэри Гилмора «Let's do it». Чем же так прославился Гэри? Преступник убил и ограбил двух человек, но мировую известность ему принес факт его казни. Он стал первым человеком, которому «выпала честь» стать жертвой вынесенного судом смертного приговора. Говорят, что Гэри Гилмор не боялся смерти и даже поторапливал своих убийц. Второй версией создания логотипа считаются слова Дэна Вайдена, который на встрече с представителями компании восхищался построенной империей и сказал «You Nike guys, you just do it». Сегодня сложно проверить верность той или другой теории, но определенно можно сказать, что слоган спортивных товаров сам по себе уже мотивирует людей на спортивные подвиги.
Разрыв с поставщиком
Иногда можно удивляться, насколько много в мире завистников. Не обошла печальная участь и компанию Nike. Фирма Onitsuka, которая долгое время была поставщиками Фила, поставила ему ультиматум. Он должен был продать успешно развивающуюся фирму или же Onitsuka прекращает поставки своей продукции в Америку. Фил отказался от продажи своего детища. Теперь перед компанией встал вопрос, что делать дальше? Конечно, можно было бы найти другого поставщика продукции, но не факт, что в скором времени не повторилась бы та же история. Поэтому команда Nike принимает смелое решение: открыть свое производство.
Расширение
После всех преобразований дела у фирмы пошли в гору. История создания бренда Nike продолжается уже не из фургончика, а из настоящего магазина. В 1971 году компания заработала свой первый миллион долларов. Но основатели Nike понимали: чтобы оставаться на плаву и поддерживать завоеванную репутацию, нужно сделать обувь особенной. Билл предложил вместо плоской подошвы ботинок выпускать обувь с рифленой поверхностью. Такая идея понравилась всем, и компания стала выпускать новые модели. Нужно сказать, что в 1973 году у компании уже был свой завод по производству обуви, так что проблем с выпуском инновационной обуви не возникло. Прорыв в технологии прославил Nike не только на всю страну, но и на близ лежащие страны.
Первая реклама
История создания фирмы Nike неотрывно связана с развитием спорта. Компания нашла очень эффективный способ рекламирования своей продукции. Маркетолог Nike – Джефф предложил своим коллегам пиарить продукцию с помощью спортсменов. К каждому серьезному спортивному мероприятию компания выпускала новую коллекцию обуви. Причем обновления касались не только дизайна. Каждая новая партия представляла собой своеобразный прорыв в технологии. Такую новинку компания дарила спортсменам, рассчитывая на то, что те наденут обувь на соревнования. В большинстве случаев ожидания компании оправдывались. Узнаваемая "галка" мелькала на ногах спортсменов, и болельщики толпами шли в магазины Nike. Каждый уважающий себя болельщик считал своей обязанностью носить такую же обувь, которую надевает его кумир. Даже люди, далекие от спорта, нередко не удерживались от приобретения яркой пары ботинок, которые мелькали на ногах многочисленных жителей практически каждого американского штата.
Амортизация
История Nike неотрывно связана с многочисленными техническими прорывами, которые совершались на их заводах. Ведь только производитель, который все время изобретает что-то новое, может занимать почетное место среди лучших мировых брендов. Так в 1979 году было принято решение сделать обновление обуви. Новые модели стали иметь амортизирующую подушку. Удивительно, но раньше вся обувь производилась без нее. В чем же преимущество такого нововведения? Нога меньше напрягается благодаря тому, что ударяется не об асфальт, а о специальную подушку-подложку, встраиваемую в подошву. Такую технологию, получившую название Nike air, придумал Френк Руди. Этот человек не был сотрудником Nike. Изобретатель знаменитой подошвы предлагал покупку своей идеи многим спортивным брендам, но согласилась опробовать новшество только Nike.
Сотрудничество со спортсменами
История успеха Nike не была бы такая грандиозная, если бы они не задействовали в своей рекламе спортсменов. Известные люди помогли распиарить продукцию очень быстро. В 1984 году компания Nike заключила контракт с Майклом Джорданом. Именно в это время ассортимент обуви фирмы расширился, и спортивный бренд стал выпускать кроссовки для баскетболистов. А как можно рассказать миру о таком шаге? Заключить контракт со звездой. Интерес к компании подогрел тот факт, что высшая баскетбольная лига запретила спортсменам носить яркую обувь. Несмотря на запрет, Майкл Джордан все равно появлялся на играх в ярких найковских кроссовках. За дерзкое непослушание спортсмен после каждой игры выплачивал штраф в 1000$. Можно представить, сколько платила компания Nike Джордану, что тот не решался нарушить условия контракта и согласен был выплачивать штрафы.
Конкуренция
История фирмы Nike была бы не полной, если не сказать о конкуренции. Главным конкурентом всегда оставался, да и остается Adidas. Также соперником считается фирма Puma. Чтобы оставаться на плаву, каждая из этих фирм всегда пыталась заполучить клиентов друг друга. Самый простой ход – это приобрести себе людей с помощью идеологии компании. В этом Nike всегда выделялся, так как мощный слоган помогает фирме до сих пор мотивировать на спортивные достижения не только спортсменов. Кризисная ситуация в компании Nike случилась тогда, когда Adidas купил Reebok. Тем более конкуренты все время распускали слухи, что в компании Фила Найта пользуются дешевой азиатской силой. Особенно клиентов отпугивала мысль, что корпорация пользуется трудом детей, которым даже не платит за работу. Несмотря на все эти слухи, в 2007 году Nike объединяется с компанией Umbro и становится лидером на рынке спортивных товаров. Umbro выпускала спортивную экипировку лучшего качества и до недавнего времени конкуренции Nike не составляла. Объединяя компании, директора не ставили своей целью поглотить потенциальных соперников или продолжить свое расширение на уже прочной базе. Цель была такая – помочь клиенту сохранить время и приобрести все необходимые товары в одном магазине.
Успех
В 1978 году у компании все было хорошо. История успеха компании Nike связана с тем, что производители не побоялись действовать смело. Руководители внимательно изучали слабые стороны конкурентов и видели, что, например, Adidas специализируется исключительно на обуви для спортсменов. Nike в свою очередь запустила линейку детских кроссовок. Это было отличное решение, которое помогло компании выйти в лидеры рынка, так как конкуренции у них не было. Качественную и дешевую обувь компания вскоре предложила не только детям, но и женщинам. И снова шаг оказался успешным. Компания Nike славится тем, что не боится принимать смелые решения и с надеждой смотреть в будущее.
Найк сегодня
Прочитав историю возникновения Nike, невольно восхищаешься смелостью двух человек, которые заняли практически пустую нишу и создали мировую империю. Фил Найт сделал невозможное. Из простого торговца обувью он стал генеральным директором крупнейшей мировой корпорации. Особенно удивляет в этом человеке то, что он не гнался за наживой. Его главная цель всегда была сделать этот мир лучше и помочь спортсменам приобретать качественные кроссовки по приемлемой цене. Сегодня в магазине Nike можно купить не только спортивную обувь. Вы можете полностью приобрести все снаряжение от одежды и сумок до термобелья и головных уборов. Возглавляет сегодня компанию уже не Фил. Он отошел от дел в 2004 году. Марк Паркер является на сегодняшний день лидером и моральным вдохновителем крупнейшего мирового бренда.
Реклама сегодня
Nike является не только крупнейшей мировой фирмой по производству спортивной одежды и обуви. Компания спонсирует спортсменов, организует спортивные мероприятия и снимает потрясающие рекламы, каждая из которых является небольшим вдохновляющим шедевром. Главные герои рекламы – это люди, которые прошли тяжелый путь к успеху и смогли занять место на лидерском пьедестале. Цель компании – вдохновить всех на занятия спортом, ведь именно люди, имеющие крепкое здоровье и дух бойца, строят будущие всего мира.