Биография Нила Шэня ‒ предпринимателя, инвестора Alibaba, TikTok, Dji
"Надо давать деньги маленьким и быстрым рыбам, чтобы они могли успешно конкурировать с более крупными, более медленными рыбами." (с) Нил Шэнь
Сейчас мало кто из людей не знает о “китайском чуде". Экономика страны росла так быстро, что в 2019-м, по словам журнала Forbes, по объему инвестиций, эффективности фондов и количеству прорывных стартапов сравнялась с США. Догоняет она и по числу компаний, вышедших на IPO. А ведь китайская Кремниевая Долина моложе американской на 30 лет. Один из символов новой экономики КНР ‒ Нил Шэнь, который идеально соединил в себе прямоту Запада с азиатской хитростью.
"Юный гений"
"У меня был математический талант и аналитические способности, поэтому я пошел работать в финансовую сферу. Это было интересно ‒ заниматься аналитикой на Уолл-стрит. Многие китайские бизнесмены потом начинали с того же." (с) Нил Шэнь
Будущий самый крупный венчурный капиталист Китая Нил Шэнь или, как его называют на родине, Шэнь Наньпэн родился в местечке Хайнин, провинции Цзясин. Этот город и сейчас по меркам КНР считается маленьким ‒ всего около 800 тыс. человек. Шел 1967 год, самое начало "культурной революции": бесчинствовали хунвейбины, над страной проносились волны классовых чисток и политических репрессий.
Семье Шэня удалось пережить трудные времена. В стране постепенно начинались реформы. В школе Нил показал такие способности к математике, что его прозвали "юным гением". В 1989-м он окончил Шанхайский транспортный университет ‒ Цзяотун ‒ бакалавром прикладной математики, а в 1992-м смог продолжить образование за границей, и не в СССР, а в США. Еще 20 лет назад это было немыслимо.
Сначала молодой человек решил пойти по накатанной дороге и выбрал математический факультет Колумбийского университета, но затем передумал и поступил на отделение менеджмента в легендарный Йель. В Университете Шэнь добавил к своим мандаринскому и кантонскому совершенный английский и скрупулёзно изучил западную культуру и деловые традиции.
Благодаря этому после окончания ВУЗа Нил получил работу в Citibank и стал одним из первых китайцев на Уолл-Стрит. Это было очень смело, тем более для иностранца из коммунистической страны, ведь американцы китайского происхождения тогда предпочитали жить замкнутыми общинами. Так что репутация Шэня как уверенного в себе и смелого человека вполне оправдана.
"Морская черепаха"
"Я стал настоящим банкиром только когда вернулся в Китай. Я бы мог пойти работать в Народный банк Китая и министерство финансов. Для меня не было препятствий." (с) Нил Шэнь
Тем временем экономические реформы стали приносить плоды, в КНР начал оживать финансовый рынок, стали появляться люди, желающие и имеющие возможность инвестировать. Нил Шэнь вернулся на родину как "морская черепаха" ‒ так в Китае называют специалистов, которые получили образование за пределами родины, но работать вернулись домой.
Молодой банкир решил ориентироваться на Запад и начал карьеру в китайском отделении крупнейшего на то время финансового инвестиционного конгломерата Lehman Brothers, а затем перешел в Deutsche Bank China. Он работал в отделе заемных капиталов уже 2 года, когда республику поглотила волна высоких технологий, гремели Sina и Baidu, создавался местный аналог Google. Начал просыпаться "Великий Дракон" китайской экономики.
"Молодой лев"
"Я мог бы продолжать работать в банковской сфере, но мне хотелось чего-то своего. Да, на время пришлось отказаться от привычного корпоративного комфорта, но оно того стоило, поверьте." (с) Нил Шэнь
Нил очень быстро просчитал ситуацию и не остался в стороне. В 1999-м, вместе с другом детства Джеймсом Ляном и еще двумя приятелями, Шэнь основал компанию Ctrip.com ‒ это был самый лучший ответ на открытие страны для туристов. Сайт-путеводитель и онлайн-бронировщик гостиниц ‒ то, что нужно путешественнику в малоизученной стране, туристическая отрасль которой только начала создаваться.
Бизнесмен закрепил свой успех, и в 2001-м стал соучредителем первой в Китае сети бюджетных гостиниц Home Inn, разбросанных по всей стране. Отели открылись в 2002-м и стали очень популярны. На сегодня их количество перевалило уже за 2,6 тыс. Нил Шэнь до сих пор входит в совет директоров сети.
В 2003-м компания Ctrip.com стала публичной, а к 2005-му стоила примерно $1 млрд. Шэнь попробовал совместить роли предпринимателя и инвестора. Он вложил деньги в частном порядке в стартапы: сервисную платформу E-House China и компанию China Focus Media. Процветающее дело и удачные инвестиции обратили на Нила внимание американского венчурного фонда Sequoia Capital.
Sequoia искала выход на новый рынок и планировала открыть представительство в КНР. Для этого им нужен был именно такой человек как Нил Шэнь: прекрасно образованный, знающий специфику азиатского бизнеса, но понимающий и принимающий западную культуру, умеющий рисковать с умом. Лучший из лучших ‒ Sequoia умеет подбирать кадры.
"Полет дракона"
"Западные компании не могут работать в Китае так, как они привыкли во всем мире. Когда вы регистрируетесь, чтобы загрузить западное приложение, вы вводите адрес электронной почты. А в Китае вашу личность подтверждает номер мобильного телефона." (с) Нил Шэнь
Филиал был открыт в том же году и Шэнь получил карт-бланш: независимость в принятии финансовых решений с первого дня работы управляющим партнером и руководителем Sequoia Capital China. Такое доверие Нил вполне оправдал. Спустя 15 лет работы в республике, Sequoia контролирует половину китайских интернет-компаний и за всеми этими сделками стоит Нил Шэнь.
Сейчас в портфеле венчурного фонда более 300 фирм с высокой инвестиционной отдачей. Самые прибыльные и известные вложения Шэня: Alibaba; VIPshop; Sina.com; JD.com ‒ китайский аналог Amazon; он первый внешний инвестор компании DJI ‒ крупнейшего в мире производителя потребительских дронов, стоимость которой оценивается в $10 млрд; фирма-производитель электромобилей NIO; медицинская технологическая компания BGI ‒ передовая организация, которая занимается секвенированием генома и выявлением ранних маркеров рака.
Нил Шэнь инвестировал в Airbnb и Linkedin, по его словам, не ради прибыли, а ради того, чтобы привлечь их в КНР. Это был удачный ход, в 2014-м вышла версия Linkedin China, а сам бизнесмен вошел в совет директоров компании. Самая громкая последняя сделка, которая вновь поставила Нила Шэня на первое место в Midas List журнала Forbes с состоянием $1,6 млрд. ‒ стартап ByteDance, который дал миру новое увлечение ‒ видеоплатформу TikTok. IPO компании еще не проводилось, но стоимость уже оценивают в $78 млрд.
"Если начинаешь работать с фирмой на ранней стадии, это как большое приключение. Тогда действительно чувствуешь себя предпринимателем... Конечно, тогда удается заработать больше денег, и ты участвуешь в успехе компании ‒ это потрясающе. Ты говоришь себе: «Эй! Я нашел эту компанию, когда в ней работали всего 15 человек, которым приходилось ночевать в каком-то обшарпанном офисе в Шанхае." Ты растешь вместе с ними, и они растут вместе с тобой." (с) Нил Шэнь
По словам самого инвестора, он не любит раскрученные компании. Нилу нравится чувствовать себя бизнесменом, расти вместе с проектом и принимать в нем активное участие. Он считает, что время бесстрастных капиталистов уходит в прошлое. Интереснее развивать проект и получать прибыль, чем срывать куш от быстрой перепродажи.
"У него зоркий глаз. Кто-то пошутил, что Шэнь ‒ это тот человек, который легко инвестировал бы в китайскую баскетбольную суперзвезду Яо Мина, когда ему было пять лет, в то время как другие не осмелились вложить в него даже тогда, когда ему стало 20." (с) Пони Ма, основатель Tencent
В деловых кругах Шэня ценят не только за умение рисковать, математически просчитывать ситуации и инстинкт бизнесмена, но и за хладнокровие. В 2015-м во время кризиса фондовых рынков Китая, он был в числе немногих, кто не поддался общей панике и призывал инвесторов успокоиться и переждать тяжелые времена.
"Золото дракона"
"Я считаю, что в сотрудничестве между Востоком и Западом ‒ путь в будущее. Мы должны улучшать и дополнять нашу культуру. Важнейшую роль в этом играют бизнес и образование." (с) Нил Шэнь
Не стоит забывать о том, что Нил Шэнь не только предприниматель и инвестор, но и реальная политическая фигура. КНР дала свободу экономическим отношениям, но в плане идеологии ‒ это коммунистическое государство , в котором всё, в первую очередь, определяется политическими целями. Поэтому на Шэне лежит неофициальная ответственность представлять собой ЦК КПК на международных форумах.
Это и хорошо и плохо. С одной стороны, некоторых деловых партнеров настораживает такой политический вес Нила, но, с другой стороны, он же помогает ему осуществлять свои образовательные и благотворительные проекты.
Предприниматель ‒ активный и благодарный выпускник обоих своих ВУЗов. Он пожертвовал больше $10 млн на образовательные программы для Йельского университета и Шанхайского университета Цзяотун. Шэнь принимал активное участие в создании Йельского Центра в Пекине и финансирует летнюю программу по обмену студентами между своими любимыми университетами. Он директор и постоянный благотворитель программы Teach For China, в рамках которой учителя со всего мира приезжают работать в Китай.
Второе направление благотворительной деятельности Нила Шэня ‒ медицина, что сейчас особенно актуально. Он всегда инвестировал в медицинские технологические и фармакологические компании, а в 2020-м Sequoia China учредила фонд в размере $1,4 млн для снабжения больниц необходимыми медицинскими материалами.
Выживет ли "Великий Дракон"?
"Кризис ‒ это ситуация, к которой бизнес, как стартапы, так и инвесторы, всегда должны быть готовы." (с) Нил Шэнь
Нил Шэнь считает, что горький опыт нынешний ситуации даст Китаю возможность модернизироваться и стать ведущей страной в области здравоохранения. Удаленная работа и самоизоляция ускоряют развитие IT-бизнеса и отчасти стимулируют создание новых стартапов в области электронной коммерции, социальных сетей, онлайн-образования и облачных технологий.
Если у вас есть оригинальный продукт, вы с энтузиазмом относитесь к своему делу и можете проявлять гибкость ‒ вы справитесь с кризисом и станете ещё сильнее.
Читайте также:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще.